Мишустин заявил, что штрафы с природопользователей не должны быть самоцелью

Премьер-министр Михаил Мишустин провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланой Радионовой. Ведомство ведет контроль за состоянием окружающей среды, а такие вопросы волнуют абсолютно всех граждан нашей страны, подчеркнул он.

Пять лет назад взгляд на экологию фактически был изменен, заметила глава Росприроднадзора. Во-первых, все экологические платежи стали направлять на экологию. Во-вторых, был введен принцип, что нарушитель платит всегда. В-третьих, с пользователей природных ресурсов без оговорок стали брать все соответствующие нормативные платежи.

Работа федеральной службы теперь разделена на два больших блока: непосредственно надзорная деятельность и администрирование платежей. В части надзора ведомство участвует в реформе, которая предусматривает сокращение количества проверок и увеличение профилактических мероприятий. Последних стало больше в десять раз. "Что дает нам совокупный эффект в сборе платежей, - заметила Светлана Радионова. - Мы собираем по году более 21 миллиарда рублей обязательных платежей". Это средства за негативное воздействие на природные ресурсы при их использовании, которые идут в региональные бюджеты и распределяются на природоохранные мероприятия.

Еще более 20 миллиардов рублей для экологии собрали в рамках так называемой расширенной ответственности производителей. Помогают в этом информационные технологии и искусственный интеллект. "Нам удалось оцифровать свой геологический надзор. Для нас это большой прорыв, потому что это позволяет заменить инспекторский состав там, куда нет физической возможности дойти", - пояснила Радионова.

Михаил Мишустин предупредил, что штрафы не должны быть самоцелью. "Главное - это среда: чистый воздух, чистая вода, экологическое благополучие, - указал он. - И здесь очень важно ответственное поведение бизнеса. Именно это прежде всего формирует ту самую среду, не стимулируя контролирующие органы как можно больше начислить штрафов".

Глава кабинета министров попросил подробнее рассказать, как передовые информационные технологии используются в природоохранной работе. "У нас есть четкое понимание, что мы без этого работать дальше не можем и что это наше будущее, - рассказала глава Росприроднадзора. - Где‑то, может, наступившее, как в дистанционном зондировании Земли или в надзоре за недрами, а где‑то мы развиваемся". Сегодня каждый из природопользователей может через "личный кабинет" смотреть свой профиль, направить обращение в ведомство. Там же принимается большое количество отчетов. "Причем возможность составить отчет сократилась сейчас с нескольких дней до 10 минут", - обратила внимание Светлана Радионова.

Для граждан используется система электронного документооборота. Уже работают два виртуальных помощника, еще два находятся в стадии тестирования. Все они, сказала глава ведомства, помогают очень быстро отвечать на запросы населения: моментально определять, является ли запрос типовым, требует ли разъяснений или принятия мер, нужно ли кого‑то к этому привлечь.

"Внутри службы мы объявили конкурс на лучшие предложения по искусственному интеллекту, на решения, которые позволят упростить работу инспекторского состава и повысить результативность, которую от нас ждут люди", - сообщила Радионова. Половину обязательных платежей ведомство собрало с помощью искусственного интеллекта, который помог в обработке огромного массива данных и составления более 30 тысяч предостережений. "Это документ, предупреждающий фискальные мероприятия Росприроднадзора, и предприятия добровольно выполнили свою обязанность и пополнили бюджет. Теперь мы можем эти деньги тратить на экологические инициативы и экологическое благополучие", - заключила руководитель федеральной службы.

Михаил Мишустин пожелал Росприроднадзору активнее и эффективнее внедрять информационные технологии. "Риск-анализ таких ситуаций, где может быть нанесен ущерб природе, позволяет службе очень быстро договориться с бизнесом, с людьми о возможных профилактических мерах или применить штрафы на базе того, что случилось", - считает он.