Все три танкера направлялись в Китай и, наверное, именно покупатели из этой страны оказались наиболее пострадавшими в результате действий американских военных. Подавляющее большинство грузов проходит мимо американских военных кораблей беспрепятственно. В том числе российские и иранские суда теневого флота.
Зачем США нужна эта абсолютно бесполезная борьба с танкерами, которые даже не принадлежат Венесуэле, на первый взгляд, не очень ясно. Чаще всего причиной называется желание Дональда Трампа показать свою силу и обеспечить доминирование США в Атлантике. Но это слишком абстрактно. Просматриваются в действиях США и прагматичные экономические причины.
Во-первых, создается новостной фон, который удерживает котировки барреля на уровне, приемлемом для добывающих нефть на сланцевых и морских месторождениях компаний США. Сейчас североамериканская нефть WTI стоит чуть выше 58 долларов. После того как в ОПЕК+ начали наращивать добычу, нефтяной рынок фактически не регулируется. Ожидания переизбытка предложения и снижения темпов роста спроса на нефть в Китае давят на котировки. А проблемы с поставками из Венесуэлы - крупнейшей страны в мире по запасам нефти - создают нужный новостной фон для поддержания цен, при этом особенно не влияя на реальные спрос и предложение на рынке.
Как уточняет старший консультант консалтинговой компании "Имплемента" Никита Журавлев, доля венесуэльской нефти в мировой торговли невысока - около 1%. Венесуэльская нефть в основном тяжелая и высокосернистая. Чтобы ее переработать, ее нужно разбавлять более легкими сортами черного золота, поэтому ситуация в Венесуэле напрямую влияет не на бенчмарковые (эталонные) сорта Brent/WTI, а на цены схожих по качеству сортов, например мексиканской Maya и канадской WCS.
Кроме того, несмотря на действия США, в ноябре экспорт нефти из Венесуэлы вырос до 921 тыс. баррелей в сутки, замечает старший аналитик Freedom Finance Global Сергей Пигарев. А поставки в США превышают 200 тыс. баррелей в сутки, и они не находятся под угрозой со стороны администрации Трампа.
То есть нервная обстановка на рынке создается без угрозы резкого роста котировок барреля, что США невыгодно, поскольку тогда вырастут цены на топливо на американских АЗС. С другой стороны, нефть из-за избытка предложения не дешевеет до 50 долларов и ниже, что неминуемо привело бы к очередному спаду сланцевой добычи в США, который мы уже наблюдали в начале двадцатых годов.
Второй нюанс, возможно, связан с одним из любимых способов Трампа улучшать свои переговорные позиции - угрозами. США уже неоднократно заявляли, что готовы применить против нефтяного экспорта России более жесткие санкции, но в действительности инструментарий ограничений практически исчерпан. Все крупнейшие отечественные нефтяные компании уже под санкциями, под ними же изрядная часть танкеров теневого флота, потолок цен на нашу нефть, неважно, работает он или нет, давно применен. Остается только продемонстрировать, как США могут жестко следить за соблюдением ранее примененных рестрикций.
К тому же, по словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, атаки на танкеры с венесуэльской нефтью создают прецеденты и для Европы, которой уже давно не терпится поиграть в пиратов с российскими танкерами. Уже неоднократно из различных уголков ЕС звучали призывы останавливать и досматривать суда серого флота, транспортирующие нефть из России. Москва однозначно дала понять, что подобные действия получат самый жесткий отпор, включая задействование ВМФ России. Но пример США порождает у европейцев соблазн все же попробовать, ссылаясь на "венесуэльские прецеденты".
Кроме того, это предупреждение и демонстрация силы для государств Латинской Америки, которых США в соответствии с доктриной Монро рассматривает как безусловную зону своего влияния, считает эксперт. Если удастся доказать силу США в этом регионе (а ведь пока Трамп силен и решителен только на словах), то Вашингтон, возможно, будет действовать более решительно и в других точках планеты.
По мнению Андрианова, действия США парадоксально могут поддержать российский нефтяной экспорт. Эскалация ситуации вкруг Венесуэлы - это еще один фактор дефрагментации мировых нефтяных рынков. А значит, создаются условия для обхода (точнее - игнорирования) санкций и, как следствие, снижения дисконта на поставки из подсанкционных стран, включая Россию.
С этим не совсем согласен Журавлев. Он считает, что влияние может быть разнонаправленное: дисконт на российскую нефть может как снизиться, так и вырасти. Если венесуэльская нефть надолго выпадет с рынка, конкуренция внутри сегмента "санкционных" поставок в Китай ослабнет - это может поддержать цены и сократить дисконт на российскую нефть. В то же время рост рисков для теневого флота обычно повышает ставки фрахта и страхования. Эти издержки закладываются в цену и расширяют дисконт. Итог будет определяться балансом этих факторов.