"Аленький" для Пушкинского - талисман, долгожитель. Когда-то Аленушку играла Вера Алентова, а Лешего - Владимир Высоцкий. В новой постановке купца в очередь играют Александр Матросов и статный Андрей Сухов, а Аленушку - молодые выпускницы Школы-студии МХАТ, принятые в театр в этом году, - Татьяна Романова и Виктория Серикова.
Любопытно, что в Пушкинский Высоцкий попал по распределению после Школы-студии МХАТ (сегодня это тоже главная кузница "пушкинцев"). А премьера версии режиссера Леонида Лукьянова прошла 30 декабря 1950 года - зрители еще не знали, на что шли. Что такое Театр Пушкина? Все слишком привыкли к названию "Камерный театр Александра Таирова". Но, как мы помним, главного режиссера обвинили в безыдейности и формализме: изысканный и эстетский театр Таирова не мог существовать в эпоху ударных строек и скоростных пятилеток.
Сюжет, конечно, все знают с пеленок - три сестрицы придумали отцу три необычных испытания. Одна - привезти из заморского путешествия "золотой венец из камениев самоцветных", вторая - "тувалет из хрусталю восточного", а третья - из области невозможного: "аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете", олицетворяющий всю красоту мира и высшее возможное на земле счастье.
Цветочек растет у злого Чудовища. Все, кто к нему попадают, не возвращаются. Но есть один способ: чтобы из заколдованного леса выйти и вернуться домой, купец должен одну дочку отправить жить к Чудовищу. На такое согласятся, как помнится, не все… Вся сказка глубоко символична и, по сути, так называемый бродячий сюжет волшебного фольклора, встречавшийся также у Апулея в "Амуре и Психее". Его перерабатывали не только Аксаков, но и Мольер, Лафонтен, Пушкин и другие.
Успех спектаклю во все времена обеспечен. Роли для актеров - "вкусные": Леший, Кикимора, Чудовище - есть где разгуляться. Театроведы того времени запомнили, что Высоцкий, выходивший на сцену в лаптях и крайне неудобной шерстяной хламиде, расшитой мухоморами и мхом, импровизировал с превеликим удовольствием.
Спектакль ни разу не брались переносить в современность. Даже декорации подновляли исключительно в соответствии с изначальным замыслом. Настоящая русская сказка такой и должна остаться. Поэтому сценограф Мария Рыбасова и художник по костюмам Виктория Севрюкова вдохновлялись иллюстрациями Ивана Билибина и Елены Поленовой - от всех оттенков изумрудного леса до роскошно-красного, богато украшенного теремка, в котором обитают главные герои. К слову, часть декораций и костюмов шили вручную. А красный занавес между картинами - оригинальный, с той самой первой постановки.
Ведущему актеру Театра им. Пушкина Сергею Миллеру досталась самая выигрышная роль - Бабы-яги. Актер-мужчина в образе Бабы-яги - приятный оммаж фильму "Морозко" Александра Роу с его бесподобной Ягой в исполнении Георгия Милляра. Это самый колоритный персонаж, который наслаждается своей ролью хозяйки леса. Миллер признается, что, надев маску самой популярной сказочной героини, существуешь на сцене совершенно по-иному. Ее коварство находчиво, ее злодеяния уже не так чудовищны.
Еще две актерские удачи - сестры Аленушки: Капа (в очередь Ляля Анпилогова и Валерия Елкина) и Фиса (Ляля Анпилогова и Елизавета Кононова). Две матрешки со скоморошьими повадками: одна - нарочито грубоватая, требующая повиновения на правах старшей сестры. Вторая - пустышка-хохотунья, не выпускающая сладкий леденец изо рта. Обе вносят комедийно-фарсовые нотки в происходящее. За их игрой в поддавки просто приятно наблюдать.
В свои 75 спектакль продолжает удивлять. Он будто связал сразу несколько поколений: тех, кто когда-то приходил на "Аленького цветочка" ребенком, и тех, кто приводит сюда сегодня своих детей и внуков. А также два разных театра - Пушкинский советской эпохи и "Пушку" современного извода, где не боятся равно как неожиданных ходов и спецэффектов, так и бережно сохраненной классики.