Километры инноваций

Золошлаковые материалы применяются при строительстве дорог
Компания "Иркутскзолопродукт" (входит в Эн+) стала победителем престижной премии Russian Demolition Awards в номинации "ESG. Охрана окружающей среды".
Золошлаковые материалы применялись практически во всех элементах дорожной конструкции - от земляного полотна до оснований дорожных одежд - и выдерживают сибирский климат и самые суровые условия эксплуатации.
Золошлаковые материалы применялись практически во всех элементах дорожной конструкции - от земляного полотна до оснований дорожных одежд - и выдерживают сибирский климат и самые суровые условия эксплуатации. / Виталий Тимкив / РИА Новости

Награда присуждена за реализацию инновационного проекта по использованию золошлаковых материалов при строительстве автомобильных дорог Иркутской области. В 2024 году компания совместно с Дирекцией автодорог, Дорожной службой Иркутской области и Иркутским техническим университетом (ИРНИТУ) успешно завершила пилотный проект на участке дороги Верхний Булай - Лохово - Нены в Черемховском районе.

- Это признание подтверждает, что мы движемся в правильном направлении, - уверен Алексей Покрыщенко, директор ООО "Иркутскзолопродукт". - Применение золошлаковых материалов в дорожном строительстве - это не только экологически ответственное решение, но и экономически выгодное. Наши технологии позволяют снизить стоимость строительства дорог (экономия - до 21 процента), при этом получая качественное и долговечное покрытие, испытанное в суровых климатических условиях Приангарья.

Золошлаковые материалы (ЗШМ) получают из отходов, которые образуются при работе тепловых электростанций в процессе сжигания угля. Эти отходы относятся к V классу опасности, наименее опасному: всего существует пять классов, где I класс - наиболее опасные отходы, а V - практически неопасные. Например, к V классу относятся также бумага и картон, дерево, стекло.

На экспериментальных 500 метровых участках проекта - победителя премии Russian Demolition Awards золошлаковые материалы применялись практически во всех элементах дорожной конструкции: от земляного полотна до оснований дорожных одежд. Научное сопровождение проекта выполняли сотрудники кафедры автомобильных дорог ИРНИТУ под руководством доцента Надежды Слободчиковой и профессора Сергея Шабурова.

Мониторинг эксплуатации участка с осени 2024 года по лето 2025 года показал стабильные характеристики дорожного покрытия, а испытания подтвердили высокую прочность материала, устойчивость к влаге, морозам и температурным перепадам - критически важные качества для дорог в Сибири.

Замена традиционных природных материалов (щебня, песка, гравия) безопасным вторичным сырьем - золошлаковыми материалами - в дорожном строительстве позволяет не создавать новые площади золоотвалов и сохранять природные ресурсы Байкальского региона.

Справка

ООО "Иркутскзолопродукт" работает на рынке более 20 лет. В 2024 году компания реализовала 317 тысяч тонн золошлаковых материалов, что на 14,5 процента больше, чем годом ранее. ЗШМ применяются для производства бетона, цемента, газобетона и теперь - в дорожном строительстве. Проект реализуется в рамках Региональной программы повышения объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности в Иркутской области (Распоряжение Правительства Иркутской области от 10.01.2024 № 1 рзп).