Федор Бондарчук: "Буратино" прививает вкус

Российских зрителей ждет сказочный январь. Сказки выходят на больших экранах, в онлайн-кинотеатрах, их показывают по ТВ. Хорошо, когда сказка старая и любимая, проверенная временем. Но сейчас существует тренд на переосмысление известных сказок (и не только сказок) в современном формате. И все мы знаем, что не всегда эти попытки бывают удачными - иногда лучше пересмотреть старенькое-любименькое, и принять новый вариант трудно.
Федор Бондарчук сказал, что его Карабас в "Буратино" - собирательный образ продюсера.
Федор Бондарчук сказал, что его Карабас в "Буратино" - собирательный образ продюсера. / Вячеслав Прокофьев/ТАСС

С Федором Бондарчуком - продюсером, режиссером, актером, педагогом - обозреватель "РГ" и поговорила о том, как достойно сделать современную сказку. Но предварительно убедилась, что у фильма "Буратино" Игоря Волошина, где Бондарчук - один из продюсеров и исполнитель роли Карабаса, получилось достойно продолжить традицию популярного советского фильма. Тем более что на пресс-конференции Федор Сергеевич сказал о том, что его Карабас, в том числе и некий собирательный образ современного продюсера. А про фильм отметил, что его делали с таким намерением, чтобы привить хороший вкус и взрослому, и ребенку.

Федор Сергеевич, сейчас многие кинематографисты взялись за сказки. Как не испортить старую сказку? Посмотрела "Буратино" и поняла, что вам удалось дать хорошую новую современную трактовку всем известного с детства фильма.

Федор Бондарчук: Наверное, в первую очередь важно иметь профессиональную команду. Во всех направлениях. Мне кажется, у нас такая собралась и мы были спокойны за качество исполнения. Над сценарием мы, обычно, работаем с Андреем Золотаревым. Художник - Надя Балабанова, которая всегда понимает, с чем она сталкивается. Ей хочется создать свой мир, и она его создает.

…Но на самом деле, отвечая на ваш вопрос, хочется вспомнить, с чего все началось. Мы предложили композитору Алексею Рыбникову попробовать сделать новый фильм "Буратино". И он невероятно загорелся. Мы как раз заканчивали работу над фильмом "Повелитель ветра", к которому он также писал музыку. Отчетливо помню, как мы на "Мосфильме" сидели на перезаписи, и состоялся первый разговор, мол, что вы думаете по поводу современного "Буратино"? Он сразу воодушевился! Ведь с момента создания советской сказки прошло 50 лет! Полвека! И, смотря глазами Рыбникова - ты обращаешься к себе помоложе, вспоминаешь свою работу, наверное, говоришь: "А вот сейчас бы я сделал бы немножко по-другому. Вот это - усилил, а другое - трансформировал или бы придал иное звучание..." И он сразу же начал накидывать истории, предложения, которые выглядели, впрочем, и как условия (улыбается). Записать музыку на "Мосфильме" с большим оркестром, что-то доделать на синтезаторах и так далее. И точно так же в каждом направлении мы пошли представлять это по-новому, измененным в соответствии с требованиями времени. Оно ведь и вправду поменялось: и кино, и темп, и ритм монтажа, и способы восприятия, и игра артистов... Но я не буду говорить за своих коллег - сам я играл драматическую роль.

Вы не побоялись в роли посмеяться над собой, и для этого нужна определенная внутренняя сила.

Федор Бондарчук: Я играл драму непонятого артиста, который плакал над тем, что его освистали. Но важнее основа, фундамент, на котором можно строить историю. А основа прекрасная - деревянный мальчик, попадающий в мир людей. Он не такой как все! Особенный! И сразу же поднялись все актуальные темы сегодняшнего дня. Например, буллинг - то, как детки в школе принимают Буратино, и то, что он говорит. И реакция детей очень отзывается у их сегодняшних ровесников и их родителей. Может быть, мы сделали социально значимую сказку, как ни пафосно это звучит, но, наверное, по-другому никак не скажешь. Там есть то, о чем родители могут серьезно поговорить со своими детьми. В нашем "Буратино" есть что посмотреть и детям, поскольку это визуальный аттракцион с музыкальными номерами.

Фото: ART Pictures Studio

Давайте вернемся к Алексею Рыбникову. Уже какой день после просмотра пою песни из фильма, заодно переслушала альбом с советскими хитами из "Буратино". Но ведь вы для нового фильма взяли не все песни, а в некоторых поменяли слова. То есть вы осознанно все это приспособили под новый фильм?

Федор Бондарчук: Конечно. Переписали, адаптировали.

Но для этого потребовалась определенная смелость. И для этого, и вообще, когда вы заявили, что будете снимать нового "Буратино", вас не остановило то, что только за последние годы вышли и "Пиноккио" Маттео Гарроне, и "Пиноккио Гильермо дель Торо". Ваш "Буратино" тоже, кстати, выставляется на международных рынках под названием "Пиноккио"...

Федор Бондарчук: Мы - смелые продюсеры. И еще и рисковые. Когда мы снимали, скажем, любовь юной московской школьницы с инопланетянином в Чертаново - это тоже была смелость (речь о картине "Притяжение", которую снимала та же команда. - Прим. авт.). Или, например, заходить на сакральную территорию Сталинградской битвы в формате 3D в IMAX, с оперой, с музыкой Анджело Бадаламенти - композитора мирового уровня, - это тоже была смелость (речь о фильме "Сталинград". - Прим. авт.). Пакет наших студий и отличается такими смелыми решениями. Повторяться не хочется, по тому же пути идти не хочется. Зачем тогда тратить время на проект, если не привносишь туда смелые решения? Поэтому я постоянно рискую. Откуда берется? Не знаю. У меня со ВГИКа, наверное, когда я начал заниматься музыкальным видео: жанром, который никто вообще не понимал и даже не знал, что это такое и как это делается. Или я отказывался от тех или иных работ в ожидании своего первого фильма. Рискованно было делать военную драму в кинотеатрах (речь о фильме "9 рота". - Прим. авт.). Конечно, я помню комментарий, что больше трех миллионов долларов не соберем в прокате, потому что кто пойдет на военную драму в кино. С первой работы и риск, и смелость, о которых вы спрашиваете, идут вместе со мной нога в ногу. И дальше продолжаем двигаться таким же способом.

Я, кстати, вспомнила, что вы занимались музыкальным видео, когда в фильме "Буратино" были сцены с танцами, особенно - финальная. Но спросить хочу сейчас о другом. Как вы считаете, почему русским людям особенно близка Италия. Вспомните, например, как несколько лет назад телезрители с восторгом приняли новогоднюю программу Урганта на Первом канале, посвященную музыкальной теме.

Федор Бондарчук: Италия близка русским людям. Это правда. Если вы помните, в советские времена была такая программа "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Когда там появлялся хоть один номер Пупо, или Тото Кутуньо, или другого итальянского певца, вся страна на следующий день их подхватывала. Все друг другу переписывали эти кассеты, разучивали и пели. Мелодика нам по сердцу подходит, наверное. Язык нам нравится по восприятию.

Я еще песенные конкурсы в Сан-Ремо помню. Диски выходили, все знали наизусть и исполнителей, и их композиции. Поэтому когда в вашем фильме звучат слова типа "Бамбино" и появляются тараканы, которых зовут Джованни, Антонио и Алессандро...

Федор Бондарчук: Конечно, это захватывает. К тому же, если уж речь зашла о тараканах, трое артистов, которые их озвучили, широко известны для разных поколений. Это Ваня Дмитриенко, Антон Шастун и Николай Дроздов.

Светлана Немоляева в роли Черепахи Тортиллы, которую в советском фильме играла Рина Зеленая, на мой взгляд, одна из самых больших удач нового "Буратино". К тому же вы расширили эту линию в картине. Кто это придумал?

Федор Бондарчук: Это режиссер Игорь Павлович Волошин. Я не хочу никого обидеть, но, по-моему, Немоляева как актриса - абсолютная Тортилла, и никого другого невозможно в наше время представить в этой роли. Наверное, по замыслу режиссера нужна была королева. А сегодня не так уж и много таких актрис. Имя Светланы Немоляевой связано сразу с несколькими культовыми картинами - то есть она у нас в сердцах занимает отдельное место. Еще она та редкая актриса, голос которой можно узнать, даже не глядя на экран. Но это выбор был в первую очередь Игоря Павловича.

Режиссер Игорь Волошин сам играет в фильме продавца азбуки. А это чья идея была?

Федор Бондарчук: Не знаю точно, он мог сам предложить, а могли и мы.

Волошин в кадре появляется на моей памяти впервые за 10 лет. И у него прекрасный эпизод.

Федор Бондарчук: Да (смеется). Если учитывать, что он примерно так же, как и его герой на съемочной площадке, и выглядит.

Сейчас задам неэтичный вопрос, но очень хочется услышать ответ. Есть ли у вас любимый персонаж в фильме "Буратино". Мой - папа Карло в исполнении Александра Яценко. Мурашки пошли по коже, когда он создавал Буратино из полена: захлестнула ностальгия и в то же время было ощущение новизны.

Федор Бондарчук: Мне очень нравится вся молодежь. Она замечательная. Но, вы знаете, выделю также самого Буратино. Он получился милым и очень обаятельным. Да, это была сложнейшая работа, но в результате я, как зритель, ему сопереживаю. Я с Витой Корниенко много работал, и, может быть, у меня такое особенное отношение к ней... Но мне нравится наш Буратино, и то, как сама Вита в нем считывается.

Кстати

Праздник встретим в Простоквашино

Так выглядят в новом Простоквашино герои из мультика. Фото: Предоставлено ТНТ

Какие премьеры состоятся на больших экранах, по ТВ и в онлайн-кинотеатрах? Обозреватель "РГ" уже писала о том, что помимо "Буратино", в прокат 1 января выходят еще две сказки. Это "Чебурашка 2" и "Простоквашино". Также в кинотеатрах в этот день появятся два очень хороших зарубежных фильма. Первый - "Отец, мать, сестра и брат" Джима Джармуша - картина победитель Венецианского кинофестиваля 2025 года и одна из серьезных претендентов на кинопремию "Оскар". В ней на примере трех новелл рассказывается о взаимоотношениях в трех семьях в разных странах. С одной стороны они вроде бы непохожи. С другой - у них немало общего. Вторая лента - "Безумное свидание" Паоло Дженовезе. Эта картина недавно открывала в нашей стране фестиваль итальянского кино, и первые зрители назвали ее "головоломкой" для взрослых". Дело в том, что в фильме известного итальянского кинорежиссера показано, что творится в головах у мужчины и женщины, когда они собираются на свидание. Внутри героя и героини живет четыре типа личности - от романтика до циника и зануды. И как все эти характеры уживаются между собой. В онлайн-кинотеатрах стоит обратить внимание на сериалы "Карта желаний" (Okko ) и второй сезон "Ландышей". Оба выходят также в первый день Нового 2026-го года.