
Дмитрий, совсем недавно вы представили ваш первый спектакль на сцене "Покровка.Театр" - "Москва.Сумерки". С точки зрения визуальных эффектов он получился намного сложнее, чем те спектакли, что идут на этой сцене. Как труппа приняла новую эстетику?
Дмитрий Бикбаев: Для "Покровки" это было серьезным испытанием. Моя режиссерская "сборка" предполагает быструю смену картин, сложные световые партитуры. Театру с камерным, классическим репертуаром это было непривычно, пришлось привлекать сторонних специалистов. Но я рад, что, несмотря на сжатые сроки, нам удалось найти общий язык. Театр постановку принял. И, что еще более важно, спектакль приняла и полюбила публика. В том числе традиционная публика "Покровки". Сначала и молодежь, и старшее поколение артистов были очень осторожны - все волновались, успеем ли, получится ли сработаться. Но в процессе мы полюбили друг друга на человеческом уровне. Они мне доверились, а я растворился в них. После этих репетиций я даже пересмотрел свои планы по репертуару, увидел новые грани актеров.
Почему выбрали именно мистическую, "готическую" эстетику для первой постановки?
Дмитрий Бикбаев: Этим спектаклем "Москва.Сумерки" мы задали вектор - это и классика, причем неочевидная, и первое отечественное готическое произведение. Оно яркое и эффектное само по себе. Мне хочется, чтобы в "Покровка.Театр" зритель приходил прежде всего за праздником театра. Я хотел сделать детектив, но в итоге получился водевиль. Но водевиль не в худшем значении - знаете, вот как у нас говорили раньше "антреприза" пренебрежительно - а ведь на самом-то деле бывают замечательные спектакли, которые являются частными, и в этом уже нет никакой негативной коннотации, слава Богу. Вот с такой, исключительно позитивной коннотацией у нас получился водевиль. Что касается спектакля "Москва.Сумерки", мне хотелось праздника, чтобы зритель побывал на настоящей театральной феерии. Вроде как получилось.
Вы - первый за последние 10 лет художественный руководитель "Покровка.Театр". В чем для вас главный вызов этой роли?
Дмитрий Бикбаев: У меня очень простая работа - удерживать внимание публики, делать все возможное, чтобы к нам приходили и о нас говорили. А вот рамки, согласно которым мы будем достигать этой цели, как раз и являются мерой моей профессиональной ответственности. Не все средства хороши. За этим строго слежу. И, конечно, моя задача, чтобы люди театра были счастливы. Вообще, слежу чтобы все были довольны и на сцене, и в зале.

Зачем понадобилось менять название "Театр на Покровке" на "Покровка.Театр"?
Дмитрий Бикбаев: Самая главная традиция, которую нужно соблюдать, - это невозможность достать билет на спектакль нашего "Покровка.Театр". Чтобы привлечь новую, искушенную публику, нужно быть на слуху. Название "Покровка.Театр" мне кажется звучным и запоминающимся, оно как маркер. Мы сами себе задали довольно высокий темп, и мы не собираемся его снижать. У нас каждую неделю происходят какие-то яркие события помимо проката текущего репертуара. Пять премьер запланировано. Может, будет больше.
Как вы планируете сочетать традиции русского психологического театра с привлечением молодой режиссуры?
Дмитрий Бикбаев: Сергей Николаевич Арцибашев был смелым режиссером. Но в последние годы театр, к сожалению, немного закостенел, новых громких премьер не было. Это привело к текучке в труппе, к тому, что артисты не чувствовали себя частью актуальной театральной повестки. Поэтому мы открыли резиденцию для молодых режиссеров. Например, у нас прошел спектакль Аскара Галимова "П.О.Л.Е". Скоро будет лаборатория молодых режиссеров, для которой мы сознательно взяли пьесу "Таланты и поклонники" - спектакль, который когда-то принес театру и Сергею Николаевичу госпремию. Мы чтим традиции, но будущее творят молодые. А у них в Москве не так много возможностей заявить о себе, они в регионы в основном едут, там что-то ставят. Но кто это увидит? Критика не всегда доедет, поэтому пусть здесь будет место для молодых. Поэтому где, как не в "Покровка.Театр", громко заявить о себе как о новом ярком постановщике?
А что для вас сегодня значит "молодая режиссура"? Кого вы выделяете?
Дмитрий Бикбаев: Она очень разная. Я, например, восхищаюсь Анатолием Шульевым. Хотя его уже записали в "околоклассики", я считаю его молодым режиссером и с огромным удовольствием смотрю за его ростом. Я был на всех его премьерах, которые были в Театре Вахтангова, за исключением последней, и вижу, как он становится богаче, интереснее, увереннее. Это прекрасная молодая режиссура. Тот же Аскар Галимов, я в него вцепился мертвой хваткой, мне он нравится. Он поставил замечательный спектакль "Утиная охота" в том же Театре Вахтангова. Собственно, для меня это тоже внятный, понятный, светлый режиссер.
Я против негатива, его и так много было. Я застал то поколение, когда в театре было принято провоцировать и эпатировать, было много политики на сцене, буквально через одну постановку. Театр должен оставаться местом для творческих высказываний. Я так думаю. Здесь происходят сакральные процессы. Зрители доверят нам свою душу. И мы, конечно, должны осознавать всю степень человеческой и гражданской ответственности в связи с этим.
Тонышев, очень интересный режиссер, он участвовал у меня в проекте "ТеатрONstage" много лет назад. И уже тогда он был интересным, очень внятным, понятным и светлым. Мне нравятся те режиссеры, которые привносят в этот мир, как настоящие созидатели, свет. Они пытаются мир сделать лучше, красивее, добрее. Изменить окружающую действительность и людей. Для меня вот это настоящая режиссура.
Какие творческие планы у театра на ближайший сезон?
Дмитрий Бикбаев: Плотные.
В марте выпускаем "Дубровского" в постановке Сергея Посельского - это классика в чистом виде, очень яркая работа. У нас премьера Сергея Николаевича Посельского, декана режиссерского факультета ГИТИСа, была запланирована на август - но в связи с ремонтом (мы открыли свои двери только 25 октября) она перенеслась на март.
Он для театра человек не случайный. Они еще с Сергеем Николаевичем вместе тут творили. Два Сергея Николаевича - можно запутаться - Арцибашев и Посельский. Собственно, сейчас разговор про Посельского. У него потрясающий спектакль "Война и мир. Княжна Марья", я получил такое удовольствие от просмотра! Как он собрал эту инсценировку, я даже себе не представляю - здесь история "Войны и мира" Толстого рассказана от лица княжны Марьи Болконской.
Затем будет реализована лаборатория, которую мы делаем с молодыми режиссерами из ГИТИСа. Это курс Олега Львовича Кудряшова. Они очень мне нравятся. Яркие и самобытные. Ребята приступят к созданию эскизов спектаклей по произведению "Таланты и поклонники" Островского. Победитель лаборатории выпустит полноценный спектакль в "Покровка.Театр".
А еще я влюбился в нашу актрису Марию Волкову и мечтаю поставить с ней "Анну Каренину". Мне всегда в этом произведении не нравилось осуждение, которое сквозило по отношению к человеку, позволившему себе испытать чувства. Все, конечно, может измениться, спектакль рождается не в голове режиссера, он рождается во время репетиции вместе с артистами. А потом, на самом деле, окончательно рождается уже со зрителями, которые приходят. И когда все это соединяется, тогда рождается спектакль. Мне бы хотелось порассуждать на тему человека нашего культурного кода, которого пытаются вогнать в западные цивилизационные рамки. Как наша душа противится этому. Сейчас эта тема, как мне кажется, очень актуальна в обществе. Кто мы и откуда, чего в действительности мы хотим.
В ходе ремонта вы модернизировали сцену, теперь у вас сцена-трансформер. Это вызвало какие-то сложности?
Дмитрий Бикбаев: Сергей Николаевич и раньше экспериментировал с пространством - в этом театре изначально была сцена-трансформер. Мы лишь вернули этой возможности жизнь и немного модернизировали. Сложности были только с двумя спектаклями, где пришлось убрать первый ряд зрителей.
В целом же трансформер нужен для экспериментов - особенно в камерном театре, где можно достичь потрясающих эффектов не громоздкими декорациями, а игрой с пространством. Да и коммерческая вместимость зала выросла, что для нас очень важно. У нас каждое зрительское место на вес золота….
Однако нам еще есть что сделать. Во время ремонта мы полностью обновили зоны зрителей и актеров. Теперь у нас в планах вторая очередь ремонтных работ. У нас началась очень динамичная творческая жизнь. Премьера за премьерой. Репетиция за репетицией. И сейчас "Покровка" остро нуждается в репетиционных пространствах. Первым делом я отказался от своего кабинета. Он был излишне просторный. Теперь там малый репетиционный зал. В планах его увеличить и переоборудовать. А я замечательно обхожусь и без кабинета. Мое рабочее место - это репетиционный зал и сцена. Тут нужно проводить большую часть времени.
В сентябре 2026 года театр ждет сразу два юбилея - 75-летие Сергея Арцибашева и 35-летие со дня основания театра. Как планируете отмечать?
Дмитрий Бикбаев: Планируем большой просветительский проект осенью 2026-го, туда войдут мастер-классы, творческие встречи, хотим сделать выставку совместно с Виктором Шилькротом. Совсем недавно мы открыли памятную фреску Сергея Николаевича в фойе - это портрет, который выполнен по уникальной технологии, краски будут менять цвет в зависимости от света, от времени дня. Художника для этого портрета выбирали по конкурсу. Нашей второй премьерой 35-го знакового сезона обновлений стала постановка совместно с Владимиром Панковым спектакля по пьесе Владимира Малягина "В тишине". Это тоже наша дань прошлому. Когда-то Сергей Николаевич первым поставил эту пьесу. Премьера случилась в "Покровке" в год основания театра. И сейчас спустя 35 лет мы вновь обратились к этому материалу. На премьеру придут артисты, которые когда-то исполняли роли в этой постановке. Мы очень хотим как можно больше и чаще рассказывать о нашем творческом наследии. Радостно, что эта связь поколений придает нам сил. Позволяет уверенно смотреть в будущее.