Как китайский язык объединяет мир

Сабрина Маликова, родившаяся в Таджикистане и выросшая в России, свободно владеет китайским - навыком, который она целенаправленно развивает уже более десяти лет. Интерес к языку у нее возник еще в начальной школе, когда в учебную программу ненадолго включили его изучение. Даже после отмены курсов она продолжила заниматься с частными преподавателями. "В моем городе я была единственным ребенком, который говорил по-китайски, и это вызывало у меня настоящее чувство гордости", - вспоминает она.
Участник мероприятия подписывает традиционную китайскую картину, выполненную тушью.
Участник мероприятия подписывает традиционную китайскую картину, выполненную тушью. / Предоставлено China Daily

Сегодня Маликова изучает международное преподавание китайского языка в Пекинском университете иностранных языков и стала одной из участниц Всемирной конференции по китайскому языку 2025 года, проходившей в Пекине с 14 по 16 ноября. Ее история отражает растущий во всем мире интерес к изучению китайского - тенденцию, которой и была посвящена конференция.

Форум, организованный Министерством образования КНР под девизом "Инновации ведут вперед, ИИ расширяет возможности: изучение китайского без границ", собрал более 5 тысяч участников из свыше 160 стран и регионов. В центре внимания оказалась роль китайского языка как глобального средства общения во все более взаимосвязанном мире.

"Наша миссия - помочь молодому поколению развить навыки, ориентированные на будущее, такие, как цифровая грамотность, критическое мышление и многоязычие. Среди этих компетенций китайский язык является незаменимым мостом", - заявила на церемонии открытия министр образования Таиланда Нарумон Пиньосинват. По ее словам, поскольку Китай находится на переднем крае технологических и экономических инноваций, его язык становится ключом к сотрудничеству в экономике, технологиях и академической сфере.

Дэниел Дж. Бродвотер, аспирант из США, обучающийся в Пекинском педагогическом университете, рассказал, что его привлекла в Китай активная государственная поддержка научных исследований - именно это побудило его изучать здесь антропологию и археологию. "В США возможности для археологических исследований довольно ограничены, - отметил он. - А в Китае они финансируются в большом масштабе, и здесь рады иностранным специалистам. Имея за плечами более пяти тысяч лет истории Китая, я могу выбрать период, на котором действительно хочу специализироваться".

Сам язык также его завораживает. "Китайский - поэтичный и красивый. Добавишь один иероглиф - и смысл полностью меняется, - сказал он. - Именно так я в него и влюбился".

Искусственный интеллект также начинает играть заметную роль в изучении китайского языка. По словам Маликовой, она часто использует ИИ для редактирования эссе или проверки того, насколько естественно звучат ее формулировки. "Раньше мне всегда приходилось спрашивать китайских друзей, - говорит она. - Теперь с помощью ИИ я могу решить многие вопросы самостоятельно".

Юй Чжи, директор по учебной работе Международного колледжа Чаншаского университета науки и технологий в провинции Хунань, отметила, что некоторые учебные заведения уже разработали приложения для подготовки к экзамену HSK (тест на уровень владения китайским языком) на базе ИИ. Эти приложения объединяют аудирование, устная речь, чтение и письмо, позволяя студентам заниматься в любое время и в любом месте.

Искусственный интеллект начинает играть заметную роль в изучении китайского языка

"ИИ привнес серьезные изменения в преподавание китайского языка, - подчеркнула Юй. - Он позволяет быстро обновлять учебный контент, интегрировать реальные жизненные сценарии и видеоматериалы, а также создавать цифровых аватаров преподавателей, которые "появляются" в контексте и объясняют материал".

Несмотря на растущую роль ИИ, ученые подчеркивают, что изучение языка по-прежнему основано на человеческом общении.

С этим согласна Елена Кожевникова, аспирантка из России, обучающаяся в Пекинском университете. Она отметила, что ИИ не способен заменить реальный культурный опыт. "Многие студенты изучают Китай, ни разу здесь не побывав, - сказала она. - Даже при высоком уровне развития интернета между странами все еще сохраняются недопонимание и дефицит достоверной информации. Именно на этом нам и нужно сосредоточиться".

Положительной тенденцией, добавила Кожевникова, является расширение обменов, упрощение визовых процедур и рост возможностей для взаимных обменов, что помогает изучающим язык сформировать более целостное представление о Китае.

"Как будущие преподаватели китайского языка и синологи, мы должны использовать эти возможности, - подчеркнула она. - Нам необходимо прилагать больше усилий, чтобы показать подлинную силу языка и дать точное представление о стране".

Продолжая тему культурных связей, ректор Народного университета Китая Линь Шанли отметил более широкое значение китайского языка. "Будучи ключевым носителем великой цивилизации, китайский язык соединяет Китай с миром и способствует взаимному обогащению культур, - сказал он на церемонии открытия конференции. - Сегодня он с беспрецедентной глубиной вносит вклад в глобальную систему знаний. Вопрос о том, как вдохнуть новую жизнь в китайский язык в цифровую эпоху, - это задача, на которую мы должны ответить".

Китай