Дышать, не кричать, разговаривать: Как педагогу остановить агрессию ученика

В школы направлена инструкция по действиям педагогов в конфликтных ситуациях
Агрессивное поведение ребенка в школе - сигнал, который требует незамедлительных действий. Ребенок не может сам справиться с какими-то эмоциями и агрессией как бы защищает себя или пытается привлечь внимание, "пробует" границы взрослого.

В таких ситуациях задача педагога - не подавить ученика, чтобы не закрепить так называемую силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте.

Именно с этой важной информации начинается типовая инструкция для учителей "Как остановить агрессивное поведение". Ее подготовили Минпросвещения и Центр защиты прав и интересов детей. Вместе с регламентом действий по решению конфликтов в школах для директоров инструкция уже направлена в школы России.

Нужный, важный и продуманный документ. Ведь не только у детей - часто у педагогов, особенно молодых, в конфликтах не получается совладать с эмоциями. А это только усложняет и без того нелегкую ситуацию.

Вдох-выдох

Агрессия - это всегда целенаправленное деструктивное поведение (нарушение личных границ, оскорбления, угрозы, провокации), которое противоречит нормам и правилам общества.

Эксперты советуют учителям при проявлении агрессии ребенка начать с себя и, в первую очередь, восстановить самоконтроль. Как?

"Возьмите паузу на пару секунд, сделайте вдох и выдох, займите устойчивую позу, коснитесь спиной опоры. Помните, ваш ответ - ответ педагога!" - прописано в пункте "Правила педагога".

Всегда, при любых условиях нужно оставаться в рамках правового поля - БЕЗ физических действий, БЕЗ крика, БЕЗ переходов на личность!

Не победить, а успокоить

Нужно понимать: причины агрессии могут быть самыми разными. Кто-то пытается самоутвердиться, кто-то копирует модель поведения персонажа книги, кино или компьютерной игры, кому-то сложно сойтись со сверстниками, у кого-то - переходный возраст, неурядицы в семье и т. д.

Любой чуткий педагог обратит внимание, если в поведении ученика произошли резкие изменения.

Часто грубость и агрессия - сигнал внутреннего кризиса.

Учитель должен помнить: он взрослый человек и действовать должен как взрослый.

"Сохраняйте выдержку и самообладание. Вы - взрослый, который управляет ситуацией, не втягиваясь в конфликт. Ваша цель - урегулировать ситуацию, а не победить в споре", - прописано в инструкции.

Как действовать?

В ситуации агрессии нужно действовать оперативно, постараться быстро оценить в голове происходящее с позиции конкретного ребенка и ситуации в целом. Понять, насколько положение критическое, помогут определенные вопросы учителя самому себе:

  1. Насколько нетипично такое состояние для ученика?
  2. Его захватили эмоции, он действует импульсивно?
  3. Действие направлено не лично против вас, а реакция на какой-то фактор, ситуацию в целом?
  4. Остальные обучающиеся вовлечены в ситуацию?
  5. Действия ребенка осознанны, он внутренне спокоен и действует рационально?
  6. Его действия становятся разрушительными и небезопасными для него самого и создают риск для жизни и здоровья окружающих?

И если в первых пяти случаях еще можно что-то поправить разговором, то последний пункт, особенно если агрессивные действия подростка неконтролируемо нарастают, требуют четких действий:

  • незамедлительно обеспечить эвакуацию других детей из помещения (класса, аудитории),
  • поручить любому ученику срочно позвать дежурного учителя, администратора, охрану,
  • не вступать в физическое противодействие, сохранять дистанцию.

Внимание: номера вызова охраны, администрации школы должны быть в телефоне педагога!

Без негатива

Также в инструкции даны возможные способы снизить эмоциональный накал ребенка - через вербализацию, то есть проговаривание его эмоций. Так взрослый покажет, что слышит его, а это очень важно.

Как это можно сделать? Например, спросить: "Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за…?", "Я правильно понял, что ты…?", "Тебя сейчас задело...?"

Исключите из ваших слов весь негатив, агрессию. Делайте не вывод, а предположение, которое ребенок подтвердит или даст свой ответ.

И обязательно надо дать понять, что вы готовы обсудить ситуацию наедине.

И непременно сделайте это, когда острая ситуация разрешится.

Образование