Ренат Лашин: 2025 год оказался прорывным с точки зрения использования ИИ-агентов

Каковы, на ваш взгляд, главные итоги 2025 года для российской софтверной индустрии?
Ренат Лашин: Их можно разделить на финансовые и регуляторные. В части финансовых - рост IT-индустрии оказался выше ожидаемого. Вице-премьер Дмитрий Григоренко недавно представил свежие данные по развитию отрасли по итогам первых трех кварталов 2025 года. Выручка отрасли выросла на 19% за счет спроса на цифровые решения во всех отраслях экономики. На 29% увеличились налоговые платежи IT-отрасли: то есть каждый 20-й рубль бюджета приходит из IT. На 39% выросли расходы IT-компаний на НИОКР - отрасль все активнее вкладывается в собственные разработки.
Полных данных по итогам года еще нет, но, по нашим оценкам, темпы роста начинают замедляться. Это связано с подготовкой IT-компаний и заказчиков к уплате с 1 января страховых взносов, а также с другими налоговыми изменениями. Также мы фиксируем, что IT-бюджеты компаний-потребителей ПО сокращаются примерно на 10%. Поэтому, на наш взгляд, важной задачей государства остается создание спроса на российские решения в ключевых отраслях экономики.
Что касается итогов 2025 года в части регуляторики - IT-отрасли удалось сохранить "нулевой" НДС на программное обеспечение (ПО). Благодаря консолидации отраслевых объединений и диалогу с государством мы смогли добиться продления текущих налоговых условий для отрасли разработки ПО.
В последние годы индустрия активно развивала и собственные инструменты саморегулирования. К примеру, при участии Минцифры России в 2023 году была разработана ценовая Хартия социально ответственного бизнеса, к которой присоединилось множество IT-компаний. Это помогло во многом сдержать рост стоимости ПО на уровне инфляции. Поэтому сохранение в этом году иммунитетов в сфере интеллектуальной собственности для IT-компаний мы считаем стратегически верным шагом и благодарим Правительство за поддержку IT-рынка.
Какие регуляторные изменения в 2025 году помогли отечественным разработчикам? Нужна ли господдержка российским разработчикам и если да, то какая?
Ренат Лашин: Господдержка, конечно, нужна. Процесс импортозамещения характеризуется переходом на отечественные решения при непосредственном участии государства. Это гранты, субсидии, льготные кредиты, меры налогового стимулирования и т.д. Именно благодаря этим мерам поддержки удалось запустить переход на отечественные решения в органах государственной власти (ФОИВах, РОИВах и органах местного самоуправления), а затем в госкомпаниях и госкорпорациях. Мы считаем, что сегодня целесообразно поддерживать именно заказчиков путем субсидирования им затрат на приобретение российского софта и переход на отечественные решения в ключевых отраслях экономики.
В 2025 году мы поддержали инициативу Минцифры России о введении оборотных штрафов за нарушение сроков перехода на российское ПО на объектах КИИ до 1 января 2028 года. Это уже второй "дедлайн" отказа субъектов КИИ от использования зарубежных решений. Первый был установлен Указом президента РФ № 166 - до 1 января 2025 года. По нашему мнению, введение оборотных штрафов будет способствовать ускорению импортозамещения и повышению ответственности заказчиков (субъектов КИИ).
Но есть и встречные предложения. Например, сейчас в отрасли действует множество указов, поручений, распоряжений и других нормативных документов, в которых сформулированы цели, задачи и показатели по переходу на отечественное ПО. Однако при этом нет единой системы мониторинга и контроля за исполнением этих поручений. Такая система могла быть основана на единой методике и охватывать различных участников взаимодействия (субъекты КИИ, министерства и ведомства, крупные коммерческие компании и пр.). С ее помощью можно было бы анализировать не только стоимость и номенклатуру закупленного отечественного ПО (что делалось и ранее), но и его реальное использование. Наличие таких сведений поможет объективно оценить процесс отказа от использования зарубежного ПО и принять необходимые решения в данной области. При этом отрасль могла бы получать полезные сведения. Например, на какие решения переход преимущественно уже состоялся, где планируется переход в ближайшие годы и в каком объеме, какие классы российских продуктов мало внедряются и почему.
Как изменилась российская софтверная индустрия за последние 4 года, выделите главные изменения?
Ренат Лашин: Уход зарубежных компаний и прекращение продажи или поддержки их продуктов открыл перед отечественными разработчиками "окно возможностей". Задел, который был создан с 2015 года в виде нормативного запуска процесса импортозамещения, позволил отрасли расти и развиваться. А с 2022 года, когда заказчики наконец-то обратили внимание на отечественные решения и указом Президента был введен запрет на покупку зарубежных продуктов, ситуация изменилась кардинальным образом. За последние годы разработчики системного ПО (операционные системы, базы данных, резервного копирования и т.д.), инженерного ПО, решений в области информационной безопасности и многих других классов выросли в 2-3 раза - в численности сотрудников, годовой выручке и др. Вместе с этим число решений в Реестре отечественного ПО с 2022 года также выросло в 5 раз и достигло 30 тысяч.
При этом активно решается и задача обеспечения совместимости отечественного ПО между собой. В конце 2025 года утверждены изменения в Постановление Правительства РФ 1236, которые определяют сроки совместимости с двумя российскими доверенными ОС. Это регулирование способствует построению платформенных решений под различные задачи заказчиков.
Набирает тренд использование инструментов безопасной разработки ПО. Число компаний, которые занимаются этой темой, за последние пару лет только в Ассоциации выросло в 10 раз.
В целом ближайшие 2-3 года можно назвать "окном реализации возможностей" для IT-компаний. Мы с вами увидим реальные результаты вложенных инвестиций в отечественные решения в виде кратного роста функциональных возможностей продуктов, повышения удобства работы с ними, расширения совместимости российских решений между собой, а также повышения их информационной безопасности. Для этого, на наш взгляд, необходимо как можно дольше сохранять благоприятный налоговый режим для российских разработчиков ПО. Это позволит продолжать инвестировать в развитие российских продуктов и достигать целей, поставленных президентом и правительством.
Сегодня много говорят о технологическом суверенитете РФ, что это означает применительно к ПО?
Ренат Лашин: Технологический или цифровой суверенитет - это возможность распоряжаться собственными информационными ресурсами, формировать инфраструктуру национального информационного пространства, а также вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю информационную политику.
Не секрет, что в реестре отечественного ПО достаточно мало решений, написанных с нуля и не содержащих иностранных компонентов, открытых библиотек и пр. Такие компоненты часто входят в состав различных значимых для государства и граждан информационных систем и сервисов. И работа этих решений неразрывно связана с аппаратной частью. А это, в свою очередь, означает, что заказчик, интегратор, вендор обязаны контролировать работу этого ресурса, отслеживать обновление практически каждого компонента такой системы и оперативно устранять выявляемые угрозы безопасности. То есть наравне с обеспечением бесперебойности работы системы необходимо гарантировать ее импортонезависимость.
Что требует, а что, на ваш взгляд, не требует импортозамещения в области ПО и есть ли области, где заместить какие-то зарубежные проприетарные или Open Source продукты невозможно?
Ренат Лашин: За последние 4 года выявлены практически все "белые пятна", где отсутствовали российские решения или их функционал был недостаточно развит. В этой работе в несколько этапов участвовали как центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР) и индустриальные центры компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики (ИЦК), так и Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (АНО "ЦКИT") при участии отраслевых IT-объединений, в том числе АРПП "Отечественный софт". Первый пакет особо значимых проектов, который поддержал Российский фонд развития информационных технологий (РФРИT), и был направлен на заполнение "лакун". А впоследствии уже сами компании, отечественные игроки, занялись импортозамещением оставшихся ниш, например, созданием отечественных аналогов Jira, Confluence, TeamViewer и многих других. К слову, АРПП с 2022 года ведет каталог импортозамещения ПО, который размещен на нашем официальном сайте. Кроме этого, Ассоциация с 2020 года ведет каталог совместимости отечественного ПО.
Разработка российского тяжелого корпоративного ПО по управлению предприятиями и технологическими процессами (АСУ ТП и ERP): готовы/хотят ли российские компании переходить на него без регуляторного принуждения?
Ренат Лашин: С каждым годом накапливается положительный опыт внедрения отечественных решений на предприятиях различного уровня и отраслевой принадлежности. Идет успешный переход от зарубежных систем, таких как SAP, Oracle, Microsoft, на российские продукты - 1C:ERP, Галактика ERP, Турбо ERP и другие. Эта ниша весьма конкурентна, и динамика перехода набирает обороты. Там, где имеются объективные сложности с полным отказом от зарубежной системы, переход осуществляется раздельно - путем замещения отдельных задач или бизнес-процессов. Но, главное, процесс активно идет.
Развивается и сегмент разработки отечественных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Минпромторгом России совместно с заинтересованными организациями реализуется задача по созданию открытой АСУ ТП. Рыночные игроки предлагают свои решения. В данном классе переход идет несколько сложнее, так как в системах работает множество устройств - датчиков, контроллеров, высоки требования к скорости обработки информации. Добавим к этому отраслевую специфику и увидим, что универсальное решение здесь сложно представить. Но, как и в других сегментах, процесс импортозамещения идет, хоть и медленнее, чем хотелось бы.
В целом, от этих систем сильно зависит эффективность производственных процессов и работа предприятия в целом. Поэтому они должны относиться к объектам КИИ, к которым уже применяются все необходимые меры по отказу от использования зарубежных продуктов.
Как обстоят дела с ПО для разработки, обучения и запуска ИИ-моделей. Нужны ли российским разработчикам свои инструменты для работы с ИИ или все же лучше использовать популярные в мире продукты?
Ренат Лашин: Правительством уже поставлены задачи по внедрению генеративного искусственного интеллекта в различные отрасли экономики, хотя технология еще достаточно новая и имеющая свои недостатки, например, недостоверность ответов, проблемы с прозрачностью и актуальностью знаний и т.д. Достойные ИИ-решения есть у ряда российских компаний. Однако нередко они основываются на зарубежных моделях, дообученных на данных российских компаний. Чему изначально обучали зарубежную модель, мы, скорее всего, достоверно никогда не узнаем, так как это ноу-хау разработчика. Чем больше данных на входе, тем эффективнее работает модель. Отсюда и реальные риски получения нами "черного ящика", в котором неизвестно что было спрятано.
Поэтому необходимо обязательно регламентировать использование генеративного искусственного интеллекта на значимых объектах КИИ и в ключевых отраслях экономики страны. В остальных же областях, вероятно, не стоит жестко ограничивать применение таких технологий, однако принятие подготовленных им решений обязательно необходимо оставлять за человеком. Кроме этого, необходимо закрепить ответственность использования ИИ - за разработчиком закрепить разработку и развитие, а ответственность вменить тем, кто внедряет или использует данную технологию.
Стремиться к созданию полностью российских ИИ-технологий, безусловно, необходимо. Важно не терять наработанные компетенции и оставшееся время в нынешней гонке технологий. Уверен, что правительство уже планирует практические шаги в этой области. Иначе мы окончательно окажемся в глубокой зависимости от зарубежных технологий.
Как бум ИИ влияет на российскую индустрию ПО, на самих разработчиков (кажется, что первыми в мире, кого заменят ИИ-агенты, буду программисты)?
Ренат Лашин: Этот год оказался прорывным с точки зрения использования ИИ-агентов. Растет число умеющих работать с такими технологиями. Мы также фиксируем реальный интерес к привлечению ИИ для написания кода. Уже есть реальный опыт, когда компаниям удалось повысить эффективность своей работы, не увеличивая штат разработчиков. Очевидно, что за этим будущее, и скоро мы увидим массовое распространение и внедрение в бизнес-процессы компаний новых технологий, подтвердивших свою эффективность.
Ваш прогноз относительно российской индустрии разработки на 2026 год.
Ренат Лашин: За последние годы в IT-отрасли произошло немало изменений. В 2024 году введен налог на прибыль, в 2025 году установлен порог отчислений от сэкономленных льгот на образование для крупных IT-компаний. С 1 января 2026 года повышаются ставки по страховым взносам для IT-компаний и сокращается порог выручки по УСН.
Так что со следующего года для большинства IT-компаний регуляторная и финансовая нагрузка вырастет практически вдвое. Это повысит расходы на персонал и сделает дороже трудоустройство молодых специалистов и сотрудников среднего уровня. Подготовку к новым налоговым условиям мы видим уже сейчас. 2026 год станет для индустрии переходным. Будут активнее идти процессы объединения и поглощений IT-компаний. Каким реально окажется наступающий 2026-й для отрасли ПО, мы сможем оценить только через год. Однако можно точно сказать, что он будет сложнее предыдущего.

