
"Когда это наша собственность, мы это защищаем. Аренду так не защищают, нужно, чтобы было в собственности", - доходчиво разъяснил Копенгагену свои планы Трамп. Теперь вопрос лишь в том, как будет оформлена аннексия - мирно, в качестве торговой сделки, или военным путем. По большому счету для Вашингтона это значения не имеет - в администрации США готовы к любому сценарию. Главное - быстрее.

Единственное, что может, если не отменить, то временно отсрочить присоединение Гренландии - внешние обстоятельства, которые переключат внимание Трампа на более злободневные цели. Например, необходимость использовать военную силу, чтобы поддержать протестующих в Иране. Ожидается, что этот вопрос обсудят в Белом доме на этой неделе. Или развитие ситуации в Латинской Америке, где после захвата президента Венесуэлы Николаса Мадуро сложилась взрывоопасная для Вашингтона ситуация. И где также могут понадобиться усилия Пентагона.
Поэтому в случае с Гренландией приоритетом для Трампа остается сделка, сродни тем, что он заключал в сфере недвижимости. На предстоящей неделе деталями возможного поглощения займется госсекретарь США Марко Рубио, который встретится с представителями гренландских и датских властей. Но если датчане с высокой вероятностью проявят упрямство и будут шантажировать Белый дом угрозой распада НАТО, то власти острова, напротив, ищут возможность, как и кому продать себя повыгодней.
Американцы предлагают жителям острова от 10 до 100 тысяч долларов за каждый голос в поддержку отделения от Дании. Но этого явно недостаточно. Хотя, как пишет британская газета Guardian, Вашингтон в состоянии предложить Гренландии на миллиарды долларов больше, чем Брюссель, местное население опасается, что станет жертвой хищнических американских корпораций и потеряет крайне выгодную систему социального обеспечения, аналогичную скандинавской. Если команда Трампа убедит гренландцев, что уровень их нынешней жизни не пострадает от поглощения Соединенными Штатами, вариантов удержать остров в сфере влияния у датчан не останется. По мнению газеты Financial Times, у Европы просто нет действенной стратегии для предотвращения подкупа жителей Гренландии или способа помешать принуждению автономии к отсоединению от Дании. Вот и глава МИД Гренландии Вивиан Мотцфельт намекает, что остров должен находиться в авангарде любых переговоров с США и обе страны нужны друг другу. При этом участие в переговорах на этот счет Дании вроде как уже не планируется.
Белый дом подводит под свои планы историческую базу. Как заявил спецпосланник Трампа по Гренландии Джефф Лэндри, "США защищали суверенитет Гренландии во время Второй мировой войны, пока Дания была не в состоянии это сделать. Но после войны датчане вновь оккупировали Гренландию, обойдя США стороной и проигнорировав протокол ООН". Трамп в своих оценках прав Копенгагена на гренландские льды более ироничен: "То, что датчане высадились там на лодке 500 лет назад, не означает, что эта земля принадлежит им".
В апреле 1941 года США заняли Гренландию, сославшись на угрозу со стороны немецких подводных лодок и неспособность жителей острова защитить себя с помощью санных упряжек. В 2026 году Трамп объяснил предстоящую аннексию Гренландии российскими и китайскими эсминцами и подводными лодками. И теми же упряжками.
В редакционной статье французской газеты "Фигаро" ее автор приводит иное мнение по поводу интереса Белого дома к Гренландии. Он пишет: "Для Трампа контроль над Крайним севером, его торговыми путями и минеральными ресурсами - это все равно, что завладеть сокровищами Али-Бабы".
Ни Евросоюз, ни тем более Дания эти сокровища добровольно выпускать не хотят. Столкновение выглядит неизбежным, однако большинство козырей в руках американской администрации. И Старому свету лишь остается демонстративно огрызаться, чтобы не выглядеть "политическим импотентом" в глазах собственного населения.
Европейский план "спасения" Гренландии от американцев выглядит следующим образом.
Во-первых, Дании предлагается перенести на остров двор наследного датского принца, чтобы формально закрепить право королевской семьи на эту территорию. Правда, есть небольшое препятствие - будущему монарху или другому члену королевской семьи потребуется срочно выучить гренландский и фарерский языки, а это не очень просто.
Во-вторых, датчане вместе с другими странами Европы должны шантажировать президента США, заявляя, что действия американцев против союзника по НАТО фактически положат конец альянсу и существующей со времен Второй мировой войны системе безопасности. На это Трамп равнодушно отмахивается: "Мы им (НАТО) нужны гораздо больше, чем они нам".

В-третьих, Евросоюз нет-нет, а упоминает о возможности ввести против США санкции - от закрытия американских баз в Европе до запрета на покупку странами ЕС американских гособлигаций. Но такие радикальные инструменты требуют согласия национальных правительств, чего добиться будет сложно. Как пишет Guardian, чтобы любая угроза экономических санкций со стороны Евросоюза оказалась эффективной, Трампу нужно поверить в ее реальность, а пока это не так".
Среди прочих мер Брюсселя по сохранению Гренландии в европейской орбите - увеличение вложений в экономику острова (в прошлом году датские субсидии составили 530 миллионов евро. - Ред.) и размещение на территории Гренландии европейских войск. Среди желающих поучаствовать в этом проекте под эгидой НАТО - Британия, Франция и Германия. Газета The Telegraph утверждает, что такие планы уже находятся в разработке - речь идет о переброске пяти тысяч военнослужащих из стран Евросоюза. По мнению европейских аналитических центров, "зрелище захвата военнослужащими США в плен своих ближайших союзников подорвет доверие к Америке, запятнает ее международную репутацию и окажет сильное влияние на Конгресс".
Хотя эти планы существуют только на словах, очевидно, что они заставляют Белый дом спешить, чтобы в ходе силовой аннексии острова, если до этого дойдет, избежать ненужной зрелищности. И все сделать "без шума и пыли", как планировал один из героев фильма "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая. Правда, тогда из этих планов ничего не вышло…