
- Мой народ веками занимался этим ремеслом, - поясняет она. - Оно очень древнее, передавалось от матери к дочери. Люди жили в горах. Мужчины занимались скотоводством. Мясо и молоко шло в пищу, а шерсть куда девать? Из нее одежду делали, она от холода спасала. Так что суровая жизнь заставила народ заняться этим ремеслом.
В Приэльбрусье, в окружении потрясающей красоты, рождаются неповторимые узоры войлочных ковров. Они - особая гордость балкарских мастериц.
- Я выхожу из дома, смотрю на Эльбрус и каждый раз восхищаюсь им, - говорит моя собеседница. - Когда возвращаюсь к работе, увиденное еще долго продолжает стоять перед глазами. Наверное, поэтому наши ковры получаются такими красивыми и яркими.
Традиционные балкарские войлочные ковры (кийизы) в домах жителей селения Верхний Баксан лежат и висят повсюду - на полу, на стенах, на диванах и креслах. Они непременный атрибут приданого невесты, их часто дарят молодым на свадьбу. Цветовая гамма, построенная на добавлении именно оранжевого цвета к естественному оттенку шерсти, долго оставалась устойчивым признаком национальных ковров Балкарии. Езетхан использует в своей работе современные красители, поэтому на ее изделиях - буйство красок, вариации которых подсказывают фантазия и настроение.
Кийизы бывают нескольких видов - в зависимости от предназначения, расцветки и толщины войлока. В домах верхнебаксанцев можно встретить ковры трех видов. Жыйгъыч кийиз - ковер с аппликацией, которая нашивается на войлочную основу. Этим тонким кийизом обычно прикрывают посудные полки. Бичген кийиз - это мозаичный ковер, сшитый из фигурок разных цветов, вырезанных из войлока. Ала кийиз - пестрый ковер из кубиков и ромбиков. Он самый сложный, но Езетхан он нравится больше всего.
- Сначала на циновке выкладывается предварительно промытая, очищенная от колючек и хорошо прочесанная шерсть, - поясняет мастерица. - Причем надо сразу выложить всю композицию ковра как мозаику - ромбики, квадраты, по фор- ме напоминающие лакумы, и треугольники, похожие на амулеты.
Самая трудоемкая работа - валяние кийиза. В среднем на один ковер уходит 10 килограммов шерсти. Но не длинного пуха, который используют для вязания платков, а короткой шерсти, получаемой во время осенней стрижки овец. Ее моют, теребят, убирают весь мусор и отправляют на чесалку, которая приводит сырье в состояние, нужное для коврового полотна. После этого поливают горячим мыльным отваром: на каждое полотно уходит до 10 кусков хозяйственного мыла, другое не подходит. Затем полотно сворачивают в рулон и начинают с усилием катать. Ритмичными покачиваниями на столе женщины добиваются плотной утрамбовки шерстяного слоя.

Его раскладывают на ровной поверхности, сушат, затем повторяют весь процесс до семи раз. По словам Джаппуевой, замечательный праздничный ковер они изготовили ко Дню автономии балкарского народа, который отмечается 28 марта. А все прошлое полугодие впятером шили два больших ковра - каждый размером 3,5 метра. Интересуюсь их ценой.
- Мы их не продаем, это подарочные и выставочные изделия. - отвечает Езетхан. - Наш центр - государственное бюджетное учреждение, в котором работают пять человек. Мы все получаем зарплату и очень рады, что занимаемся любимым делом. Дважды в неделю к нам на занятия приходят девочки из сельской школы, среди них много способных учениц. Подобные центры, считаю, надо открыть во всех наших районах. Ведь раньше в каждом селе были свои мастерицы по изготовлению войлочных изделий. Это традиционный промысел балкарцев, который едва не был утрачен даже в Эльбрусском районе, который в прежние годы славился лучшими в республике коврами.
Когда-то в высокогорных селах КБР изготовлением войлока занималась вся женская половина балкарских семей, но постепенно интерес к традиционному народному ремеслу начал затухать. Чтобы не утратить его окончательно, в 2004 году в селении Верхний Баксан был создан Центр народных ремесел и промыслов. Возглавившая его Джаппуева училась мастерству у своей бабушки Фердаус. Навыки она передала обеим дочкам, а теперь ее радуют внучки, успешно осваивающие сложное ремесло. Но в 2019 году из-за проблем с финансированием центр закрыли.
- Три года я занималась с учениками у себя дома, - рассказывает потомственная мастерица. - И все это время добивалась возобновления работы центра. Помогло, думаю, обращение к главе республики Казбеку Кокову, в котором я подробно написала о необходимости сохранения ремесла и старинной технологии изготовления войлока. Когда мы встретились с ним, глава сам все увидел, оценил, после чего дал указание найти средства для финансирования нашего центра.
Возобновление его работы в 2022 году стало событием для всего села. В отремонтированный ДК, где им отвели помещение, земляки снова стали приводить своих дочек на обучение. Вместе с Езетхан сейчас здесь трудятся Ассият Хаджиева (по образованию она модельер-конструктор) и Къралхан Хаджиева (специалист по войлоку). Айшат Чепегенчиква и Фатима Нагайлиева пришли новичками, но быстро всему научились. Над изготовлением ковров они теперь колдуют впятером.
- У меня дома тонна шерсти была, после того как я ее постирала и очистила, осталось 500 килограммов. С ней сейчас и работаем, - поясняет руководитель центра. - За опытом к нам едут не только из разных районов КБР, но и из соседних республик. Мы этому очень рады. Народные промыслы передают историю и дух народа. Мечтаю, чтобы подобных центров становилось больше. И в первую очередь его, думаю, надо открыть в Нальчике, где больше возможностей для демонстрации шедевров народного искусства, создаваемых веками в наших аулах и селах.
А в Верхнем Баксане, считает Джаппуева, пора открывать музей войлока, чтобы как можно больше людей смогли увидеть и оценить красоту балкарского кийиза. Экспонаты для будущего музея без проблем можно найти чуть ли не в каждом здешнем доме. Не будет проблем и с посетителями: ведь в Эльбрусский едут туристы со всей страны.
Между тем
В Тырныаузе - административном центре Эльбрусского района - открыли остановку-музей, ставшую частью проекта, реализуемого Центром сохранения и популяризации культурного наследия им. Данияла Хаджиева "Турна". Идея воплощена в жизнь при грантовой поддержке министерства по делам национальностей и общественным проектам КБР, а также при поддержке администраций Эльбрусского района и Тырныауза.
Центральным элементом остановки является современное войлочное панно - "Бичген кийиз", которое изготовили в Центре национальных ремесел и промыслов под руководством Езетхан Джаппуевой. Здесь также размещено подлинное войлочное изделие "Ала кийиз". Художественная роспись "Старинного кийиза" выполнена с использованием референсов из коллекции Рашида Локьяева. Кроме того, остановка оборудована скамейками с зарядными устройствами. Информация о представленных экспонатах доступна посредством QR-кодов. На остановке также имеется интерактивный экран.