Режиссер Роман Габриа рассказал о Поэте стихами собственного сочинения

Санкт-Петербургский театр "Мастерская" выпустил авторский спектакль "Пастернак"
Театр "Мастерская" выпустил на Малой сцене премьеру - авторский спектакль Романа Габриа "Пастернак". По жанру - поэма, в которой звучат стихи, написанные режиссером. "Я взял на себя смелость перевести документы в поэтическую форму - в первую очередь для того, чтобы избежать холодной публицистики", - объяснил он свой замысел.
Стас Левшин

Один из крупнейших русских поэтов XX века (1890-1960). В 1958 году после публикации романа "Доктор Живаго" в Италии Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе - "за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа". Что привело к жесточайшей травле на родине. Его исключили из Союза писателей СССР. А каково перенести изречения коллег: "Ваша книга - полное уродство", "нам такой поэзии не надо", "опасна и вредна их с Мандельштамом поэзия", "всюду этот Пастернак", "внутренний эмигрант"?..

Отказ Пастернака от этой награды - один из самых драматичных сюжетов в истории русской и советской литературы.

В основе постановки - документальные свидетельства: стенограммы заседаний, тексты писем и телеграмм, дневники современников. Представлена хроника: черно-белые фотографии того времени (например, снимки, сделанные на праздничном застолье в Переделкине в день поздравления Пастернака Нобелевским комитетом, виды писательского поселка, портреты Пастернака, Хрущева), видео с похорон поэта.

36-летний актер Никита Капралов играет писателя, которому уже под 70. В роли Ольги Ивинской - актриса Арина Лыкова. Оленька - муза, подруга поэта, прототип Лары из романа "Доктор Живаго".

Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела, а затем задала вопросы режиссеру и исполнителю главной роли.

Постановка была задумана давно? Вам близки произведения Пастернака? Хотелось провести собственное исследование?

Роман Габриа: Честно скажу: как появляется замысел и как он зреет - в течение какого-то времени - на этот вопрос я ответить не могу. Мне кажется, что замысел зародился еще в школьные годы… Благодаря тому, что у меня была замечательная учительница по литературе, которая привила любовь к поэзии, и в частности - Бориса Пастернака. Помните, были времена, мы сдавали макулатуру и могли затем приобрести дефицитные книги? И таким образом ко мне попал "Доктор Живаго". Будучи юным человеком, я с трудом освоил роман. Но последнюю главу, "Тетрадь Юрия Живаго", его стихи, я заучивал наизусть. Прошли годы…

Работа проделана большая. А ведь в прошлом году вы выпускали один за другим спектакли в петербургском Театре Ленсовета, в Беларуси, Новосибирске, Калининграде…

Роман Габриа: Да, и находил время для того, чтобы читать книги о Пастернаке, анализировать его поэзию. Три года провел с томиком стихов из собрания сочинений. Помню, что в 2023 году, когда я был на постановке в Новосибирске, в театре "Красный факел", меня вдруг ударило: какая трагическая судьба у ныне большого классика, одного из самых крупных поэтов ХХ века, - достойная спектакля. Я стал собирать публицистику на эту тему: письма, воспоминания, стенограммы собраний Союза писателей. Появилась шальная творческая мысль: читать письма со сцены - мне не очень интересно, лучше рассказать о Поэте в стихах. Анализируя материал, я пытался зарифмовать и стилизовать его так, чтобы это напоминало поэзию Пастернака последних лет. Когда он стал не таким сложно вычурным, а более простым. Мне нужно было найти лексику для каждого героя. Работа проделана большая, сложная, не буду скрывать.

Интересно, что многие зрители решили, что это звучат стихи Пастернака! Не ваши. Оказывается, вы режиссер - поэт.

Роман Габриа: В "Мастерской" звучат мои стихи в спектакле "В рыбачьей лодке" (жизнь Иисуса Христа в сорока стихотворных монологах рыбаков). В тюменском Большом драматическом театре выпустил поэму в стихах "Жанна" - о Жанне д'Арк. "Пастернак" - это третья поэма.

Погружаясь в материал, побывали в Переделкине?

Роман Габриа: Да, мы ездили с актерами в писательский дом. Театр помог нам организовать экспедицию. Впитывали атмосферу дома-музея, где все сохранилось благодаря супруге поэта Зинаиде Николаевне. Когда у семьи отняли дачу, она вывезла весь интерьер в Москву и все сохранила: мебель, картины… И у нас в спектакле передана та обстановка. Например, так же стоят сапоги (в таких Борис Леонидович работал в огороде).

Сценографию сочинила наш художник, моя дочь Софья Габриа. Она полностью реконструировала натюрморт нобелевского застолья и интерьеры переделкинской дачи в левой части нашего пространства: стол, стулья, сервиз, геометрию, окна, цвет и фактуру обоев. Справа - зал Союза писателей, трибуну - которая сделана по ее чертежам. Я очень благодарен ей и за историческое сходство пространства, и за проработку одежды и образов.

Такая юная (18 лет) - и уже художник-постановщик спектакля и художник по костюмам!

Роман Габриа: Она с детства рисует, делает это хорошо, я обратил внимание, что у нее есть способности - так как сам окончил художественное училище. И эту работу, очень личную, мне хотелось сделать не с приглашенным художником, а с близким человеком, который поймет меня как никто другой. Здесь более тонкие связи…

Какой замечательный у вас Алексей Ведерников! Актер с большим комедийным дарованием, много снимается в кино, тут просто неузнаваем - отличное перевоплощение!

Роман Габриа: Алексей играет сложносочиненную роль: советский писатель Сергей Сергеевич Смирнов (отец режиссера фильма "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова). Он был секретарем Союза писателей СССР, одним из гонителей Пастернака, председательствовал на собрании, призванном осудить его, и всю жизнь на его совести висело исключение Пастернака из Союза. Плюс я решил объединить этот образ с Борисом Слуцким, который, выступив на том собрании, перестал писать - настолько ему было тяжело и стыдно. И закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице.

Актера Никиту Капралова сразу имели в виду на главную роль?

Роман Габриа: У нас с Никитой, который замечательно играет в моих спектаклях, очень крепкий творческий союз. Была договоренность, что после наших формальных исканий - в "Превращении" Кафки, "Хоттабыче" - он сыграет большую, серьезную роль.

Обычно режиссеры - театра и кино - говорят: "Нам совсем не важно портретное сходство с исторической личностью". Важна или нет вам была похожесть актера на поэта?

Роман Габриа: Я увидел сходство. Это самое главное. Это околодокументальная история, поэтому герои должны быть узнаваемыми.

Если вспомнить мои спектакли о Мейерхольде, Ленине, Станиславском, все актеры похожи на своих персонажей: Анатолий Журавин, Василий Щипицын, Сергей Мигицко. Первооснова - фотографии героев.

Василий Щипицын играет в "Пастернаке" поэта, журналиста Александра Безыменского (считается прототипом Ивана Бездомного из "Мастера и Маргариты") - и похож на него. А в спектакле "Любовь и Ленин" у него такой грим, что есть сходство с Владимиром Ульяновым.

Думаю, вы основательно поработали над финалом, прежде чем определиться окончательно. Сильный монолог Ольги Ивинской - обращение-напутствие любимому мужчине: "Пиши!"

Роман Габриа: Да, финалов было несколько. В связи с тем, что судьба Пастернака трагическая, я долго мучился: нужна же какая-то вертикаль, надежда. Однажды шел по улице в Калининграде и вдруг пришло стихотворение с рефреном: "Пиши!" С некоторыми аллюзиями к строчкам из стихов в "Живаго". Неожиданно родился такой финал - жизнеутверждающий. "Пиши, пока свеча мерцает на столе…"

Вопрос на засыпку

Часто слышу после ваших спектаклей - в разных театрах! - вопрос зрителей: "Интересно, шапочка, в которой Габриа выходит на поклоны, это его талисман?" Решила узнать из первых уст.

Роман Габриа: Актеры сделали такое наблюдение: когда я выпускаю спектакль, то хожу в театре в шапке. Не знаю почему, это какая-то психологическая история. Евгений Шумейко, наш артист, шутит на эту тему: чтобы не развалились идеи, никуда не ушли, я надеваю эту шапку. В быту, в жизни не ношу. Только выпуская спектакль. Завтра сниму…

Почему Пастернак в маске?

А вот что рассказал "РГ" Никита Капралов, исполнитель роли Пастернака.

Нелегко вам приходится в этом спектакле! Не будем спойлерить, раскрывать, какое решение придумал режиссер… Но все-таки в вашем возрасте - сыграть писателя под 70 лет - удивило такое предложение?

Никита Капралов: Мы с Романом Юрьевичем хорошо понимаем друг друга, давно разговариваем на "птичьем языке", у нас было несколько совместных работ, поэтому я не задавал вопросов, почему он придумал такое решение образа Пастернака.

Говорят, что для этой роли разработан сложный пластический грим.

Никита Капралов: Совсем несложный, делают его минут 10.

Когда начиналась работа, я съездил в поселок писателей Переделкино, в Дом-музей Бориса Пастернака. Зашел в комнату, где на стене висит посмертная маска поэта, и вдруг подумал: как бы сыграть именно в маске? Но эту идею я оставил, наверное, потому, что не было технического решения и понимания, зачем мне это. А потом, когда мы стали делать эскиз, режиссер сказал, что должна быть маска и предложил варианты, из чего ее можно сделать. И дальше мы придумывали, какой она будет, из чего - аквагрима, глины, гипса…

Вы уже играли в "Мастерской" поэтов - в "Руслане и Людмиле", "Однажды в Эльсиноре".

Никита Капралов: Когда мы выпустили с Романом наш третий совместный спектакль - "Хоттабыч", то задумались о том, что будем дальше делать. Однажды я прислал ему на телефон одно из моих любимых стихотворений Пастернака: "Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, - а слова Являются о третьем годе". И Романа зацепило: "А если это будет Пастернак?" Прикладывал фото поэта к моему лицу, сравнивал… Сказал: "Надо бы мне разобраться с Пастернаком" (он есть у него в "Гамлете" Шекспира, в переводе Пастернака). И началось погружение.

Каким оно было?

Никита Капралов: Все что находил - я прочитывал. Поэзию, прозу, воспоминания, книгу Ольги Ивинской "Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени", "Охранную грамоту", "Поэтика Пастернака" Александра Жолковского, воспоминания Зинаиды Пастернак. По крупицам собирал. Мы слушали сохранившиеся записи, смотрели видеофрагменты. Важна была работа не над образом поэта Пастернака, не над мелодикой голоса, дикцией человека, а работа над духом. И здесь я уже думал о своем учителе Григории Михайловиче Козлове. Это не наблюдение за человеком. Это вопрос места, то есть театра, который он построил, команды спектакля, его учеников, которые объединены мАксимами, и вопрос труда, пожалуй, самый главный принцип, которому мастер нас учит.

Кстати

Следующие показы спектакля: 19 и 25 февраля (малая сцена).