Любовь не требует слов… В Иркутске рассказали историю Ромео и Джульетты языком пластики

Иркутский музыкальный театр поставил "Ромео и Джульетту" без слов
Иркутский музыкальный театр с каждой новой премьерой подтверждает свое твердое намерение выйти в лидеры жанра. Сразу два его спектакля стали номинантами на премию "Музыкальное сердце театра" 2026 года: мюзиклы "Антигона" и "Летят журавли" получили награды, причем последний стал лауреатом в номинации "Спектакль года". Он открывает новые яркие произведения - как мюзикл "Горе от ума". И экспериментирует с формой - как в новейшей своей премьере "Ромео и Джульетта", ставшей в городе незаурядным событием и тоже имеющей все основания быть замеченной театральными премиями.
Наина Шмелева/Иркутский музыкальный театр

Это Шекспир без слов. Знаменитая история любви, сыгранная только языком пластики и танца. Не балет - накаленная пластическая драма, требующая от труппы не только почти балетных навыков, но и яркой актерской выразительности. Способности жестом, мимикой, пластическим рисунком выразить то, что Шекспир выражал гениальным, впечатанным в историю цивилизации текстом.

Спектакль задуман и поставлен санкт-петербургской командой - хореографом и режиссером Ириной Ляховской (она же автор либретто) и ее ассистентом Александром Осининым в содружестве с художниками Ириной Зайцевой (сценография) и Денисом Солнцевым (свет).

Фото: Наина Шмелева/Иркутский музыкальный театр

В основе - принцип "театр в театре": некая затерянная в пространстве и времени труппа трикстеров - шутов-актеров - затеяла разыграть легендарную историю трагической любви - тоже, по сути, вневременную, вечную. Смесь эпох подчеркивают костюмы с элементами как средневековья, так и современности. Как и изысканный подбор музыки, где соседствуют Вивальди с Бетховеном, Доницетти с Моцартом, Прокофьев со Стингом… За великолепное звучание спектакля отвечает петербургский композитор и саунд-дизайнер Анатолий Гонье.

Замечательна готовность труппы театра к подобным обязывающим экспериментам. В спектакле задействованы и балет, и солисты Иркутского музыкального, все они демонстрируют великолепную школу артиста универсального, какого и требует этот синтетический жанр, ни разу не нарушив отточенный пластический рисунок весьма сложного по ритмам и технике действа. Создан спектакль стильный, эффектный и волнующий, что почувствовали и оценили иркутские зрители.

Фото: Наина Шмелева/Иркутский музыкальный театр

Лет пятнадцать назад подобный опыт был проделан в Свердловском театре музыкальной комедии, показавшем ballet-chorus "Анри" о судьбе Тулуз-Лотрека на специально написанную музыку Марины Собяниной, где тоже без слов, только языком пластики и танца были воссозданы и судьба, и любимые образы художника (хореограф Лариса Александрова). Жаль, что интереснейшее начало, открывшее новые грани талантов екатеринбургской труппы, не получило продолжения: спектакль так и остался экспериментом.

Главные роли в иркутском спектакле исполнили солисты театра Василий Саенко и Николай Шипицин (Ромео), Татьяна Горохова и Екатерина Погибельская (Джульетта). Автор всего проекта Ирина Ляховская высоко оценила иркутскую труппу: "Ребята впитали саму ткань спектакля, и я очень благодарна им за то, что они смело шагнули в неизвестное, неиспробованное".

"Ромео и Джульетта" - уже второй опыт театра в жанре пластического спектакля: три года назад та же Ирина Ляховская поставила на его сцене "Кармен" - рассказ шел тоже без слов и вокала, только через движение, пластику, танец. Поиски продолжаются…