Эксперты назвали проблемы, мешающие бизнесу переходить на MAX

В Общественной палате обсудили вопросы снижения влияния иностранных платформ для бизнеса и факторы, сдерживающие переход бизнеса на отечественные решения.

Цифровые инструменты деловой коммуникации и переход на отечественные решения стали вопросом надежности, безопасности данных и устойчивости ключевых рабочих процессов, а не формального импортозамещения, сообщил председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ, заместитель гендиректора - руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов. "Уже многое в этом направлении сделано. Нам удалось принудить зарубежные платформы, которые желают работать на нашей территории, работать по российским законам. Большой вопрос вызывали аналитические структуры, которые собирали информацию как о конкретных гражданах, их предпочтениях, так и о предприятиях. В связи с этим был принят закон, ограничивающий работу подобных структур", - подчеркнул Сабитов.

При этом остаются серьезны вопросы, касающиеся работы рекламного рынка. Об этом говорил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. "Важно, чтобы и наш рекламный рынок получил такие ограничения. Отечественные компании справятся с объемом рынка и с поставленными задачами. И если кто-то ушел в свое время, то это совершенно не значит, что они должны вернуться, или что мы им разрешим вернуться", - отметил Кирьянов.

При этом в сфере изучения общественного мнения в России всегда приоритет отдавался отечественным структурам, таким как ВЦИОМ. "Это всегда были наши лидеры: ВЦИОМ, ФОМ и другие компании. Наше лидерство никто никогда даже не пытался оспаривать. Тот же Ipsos, который работает много лет в России и за рубежом занимается изучением общественного мнения, в России никогда этим не занимался. Это наиболее чувствительная сфера, и она всегда была под контролем российских компаний", - сообщил директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный

В качестве успешного примера локализации Черный привел компанию Mediascope. Эксперт добавил, что подобные измерения используют и игроки рекламного рынка, поэтому было бы правильно, если бы они также подпадали под подобные ограничения.

О том, что технологии на рекламном рынке изначально создавались как экосистема для западных игроков, но затем были максимально успешно адаптированы отечественным бизнесом рассказал президент группы АДВ, председатель Комитета по маркетингу и цифровой рекламе "Деловой России" Олег Лещук. После начала СВО многие агентства ушли со своими клиентами, однако российский рынок смог выдержать удар.

"Практически все крупнейшие группы локализовались и показывают достаточно устойчивые финансовые результаты, что свидетельствует тоже о тех достижениях, которые есть в нашей индустрии. Если будет происходить процесс возвращения глобальных холдингов, то мне представляется, что он должен быть решен точно так же, как он был решен в вопросе, связанном с медиа. То есть, по сути дела, мы не отказываемся рассматривать с нашими бывшими коллегами создание совместного предприятия на уровне 20-25% их участия, а остальное должно быть, конечно же, за российскими компаниями", - подчеркнул Лещук.

В отношении коммуникационных платформ на рынке сегодня есть определенная неопределенность, показывают данные исследования, проведенного ВЦИОМ. Руководитель пресс-службы ВЦИОМ Яна Ширяева рассказала, что результаты исследований показывают отсутствие консенсуса по отношению к отечественным цифровым платформам. По ее словам, восприятие во многом определяется возрастом респондентов и сформированными привычками - молодежь чаще воспринимает ограничения как вмешательство в личную свободу, тогда как старшее поколение склонно рассматривать такие меры как поддержку и способ защиты.

Один из самых непростых выборов оказался у отечественного малого и в некоторых случаях среднего бизнеса, отметил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта Технологии "Российской газеты", автор канала "Токсичная цифра" Олег Капранов.

Он отметил, что 2025 год стал завершающим этапом доминирования WhatsApp (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной), который закрепился как массовая платформа за годы органического развития. В результате мессенджер оказался не только на большинстве мобильных устройство у граждан России, но и был встроен во множество бизнес-процессов.

"То есть когда вы получали уведомление в WhatsApp от вашей химчистки или цветочного магазина, что заказ готов, это была не магия, а выстроенная цепочка обмена данными, где была CRM-система, в которой при помощи стороннего решения был реализован шлюз в WhatsApp. Что важно - этот шлюз в большинстве случаев реализовывался сторонней компанией-разработчиком, которая видела спрос на такой сервис и создавала продукт для B2B-рынка. Одна из самых больших проблем сегодня в том, что MAX пока не встроен в существующие бизнес-процессы. Потому что за это как бы никто не отвечает. Это проблема и не на стороне MAX, и не на стороне конкретных сервисов. Здесь, безусловно, нужна помощь, в первую очередь регуляторная, потому что сегодня в это упирается очень много представителей малого и среднего бизнеса, которые хотят перенести коммуникации в MAX, но не имеют для этого технической возможности", - сообщил Капранов.

При этом миграция бизнеса в Telegram была изначально затруднена тем, что у этой платформы не так много сервисов для бизнеса. "Кроме того, в условиях, когда регулярно появляются слухи о возможной блокировке платформы, переносить на нее бизнес-процесс компании откровенно не готовы", - добавил Капранов.