Опыт Украины в речи фон дер Ляйен стал универсальным аргументом. Киев якобы доказал, что выживание зависит от "скорости и способности быстро превращать экономику в военную машину". Девиз киевского режима "изменись или умрешь" она предложила взять на вооружение всей Европе.
Поддержку Украины глава ЕК связала со смыслом существования ЕС. "Именно за мир и свободу сегодня сражается Украина", - заявила она. Фон дер Ляйен в очередной раз подтвердила, что новый кредит на сумму 90 миллиардов евро Киев будет возвращать только после выплаты репараций со стороны России. Только, видимо, она забыла, что Москва ничего выплачивать не собирается, а значит, денег Евросоюз больше не увидит.
Главным противоречием в ее выступлении стал призыв к переговорам, но только не с Россией. В своей речи фон дер Ляйен вновь обозначила Россию в качестве агрессора, с которым можно говорить разве что с позиции силы. Европа требует участия в переговорах, но одновременно выстраивает позицию, при которой диалог невозможен по определению.
Не могла фон дер Ляйен не выслужиться перед Вашингтоном. После выступления Марко Рубио, как она сама заявила, Европа буквально вздохнула с облегчением. США остаются главным гарантом и главным источником успокоения. О самостоятельности Европы не идет и речи.
Зато с каким нескрываемым удовлетворением она перечисляла европейские достижения. Оборонные расходы выросли почти на 80 процентов, удалось мобилизовать около 800 миллиардов евро. Деньги направляются на производство дронов, развитие мобильных систем, укрепление ПВО и ПРО.
Европа "проснулась", заявила она, дав понять, что это лишь начало масштабных перемен. "Это не опция для Европейского союза, это обязательство, вытекающее из союзных договоров", - подчеркнула она, говоря о создании полноценной оборонной архитектуры. Причем принимать решения она предложила квалифицированным большинством.
Вывод очевиден, Европа хочет мира, но готовится к затяжной войне. Говорит о диалоге, но исключает ключевого участника. Мечтает о стратегической автономии, но облегченно выдыхает после заверений от США. Противоречие между словами о мире и ставкой на эскалацию становится все более заметным, а Украина в этом уравнении и оправдание, и инструмент.