Крупных потребителей электроэнергии переведут на механизм "бери или плати": Как это повлияет на экономику и жизнь людей

Эксперт Сасим: Переход на "бери или плати" встретит сопротивление потребителей
В России собираются перевести новых крупных потребителей электроэнергии на механизм take-or-pay (бери или плати). Речь, конечно, идет не о населении и не о малом бизнесе, а о больших предприятиях, которые подключаются к сетям с мощностью от 670 кВт.
iStock

Смысл нововведения в том, что оплачивать электроэнергию они будут не по результатам ее потребления, а за максимально заявленную при подключении мощность. Проще говоря, как будто их энергопотребление всегда находится на пике. Делается это для снижения расходов сетевых организаций, которые вынуждены поддерживать готовность передачи электроэнергии потребителям на постоянной основе и в пределах заявленной ими максимальной мощности. А услуги эти оплачиваются исходя из фактического потребления - то есть зачастую не в полном объеме.

В Минэнерго пояснили "РГ", что механизм хотят ввести для снижения объемов строительства невостребованных сетевых мощностей, затраты на содержание которых увеличивают платежи всех потребителей.

На модернизацию старых и строительство новых сетей до 2042 года в России нужно вложить 17 трлн рублей. Крупнейшая сетевая компания страны - "Россети" (по ее сетям передается более 80% всей вырабатываемой в РФ электроэнергии), по итогам работы в 2024 году показала чистый убыток (по МСФО) - 116 млрд рублей. Результат 2025 года будет известен позднее, но поводов для особого оптимизма пока нет. В 2025 году потребление электроэнергии в России упало на 0,8%, впервые за 4 года, а от этого напрямую зависит выручка сетевых компаний. Средства же для инвестиций нужно откуда-то брать.

Как пояснил "РГ" зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, до 15 апреля Минэнерго необходимо внести в правительство проект постановления о введении механизма "бери или плати". Инициатива позволит сетевым компаниям не нести в дальнейшем затраты на эксплуатацию недозагруженных сетей и таким образом не перекладывать долю ответственности на всех потребителей.

В "Россетях" полностью поддерживают введение механизма. Причем в компании считают, что все потребители без исключения (в запросе "РГ" был вопрос о расширении действия механизма) должны оплачивать расчетную величину перекрестного субсидирования в составе тарифов на услуги по передаче.

Но пока "бери или плати" собираются применить только к крупным потребителям. Вероятнее всего под его действие могут попасть металлургические и машиностроительные заводы, нефтехимические и обрабатывающие производства и, возможно, даже крупные предприятия пищевой промышленности и агропромышленного комплекса. Здесь есть несколько рисков. Во-первых, опасность, что новый механизм будет сдерживать расширение производств, ввод новых мощностей. Это неминуемо скажется на общем экономическом росте. Напомним, прирост промышленного производства замедлился с 5,1% в 2024 году до 1,3% по итогам 2025 года. Во-вторых, едва ли нововведение не окажет влияние на стоимость продукции этих предприятий. Затраты на электроэнергию всегда включены в цену товара. А предприятие без хотя бы минимального запаса потребления электроэнергии существовать не сможет и теперь будет платить по максимуму, сколько бы не взяли из сети. В-третьих, пусть и косвенно и, скорее всего, в незначительной мере, но механизм поддержит инфляцию.

В Минэнерго считают, что у потребителей, указывающих в своих заявках на подключение мощность, соответствующую их реальному потреблению, расходы не увеличатся. А на экономический рост негативного влияния не будет.

До 2042 года на строительство и модернизацию электросетей нужно 17 трлн рублей

В экспертном сообществе у "бери или плати" есть определенная поддержка. Ведущий ТГ-канала Energy Today Андрей Романчук считает ведение механизма take-or-pay вынужденной мерой.

Внедрение механизма должно привести к более реалистичному формированию заявок на технологическое присоединение и снижению издержек сетевых компаний на обслуживание невостребованной инфраструктуры, надеется эксперт. Уже не раз отмечали, что многие энергообъекты загружены в лучшем случае на 25-35%, а обслуживать их приходится в полном объеме. Клиент потом может нарастить потребление, а может передумать. Сетевые компании вынуждены тратить средства, фактические, на авось. В отрасли сегодня много задач, от модернизации существующей до строительства новой инфраструктуры, внедрение систем хранения электроэнергии для ликвидации энергодефицитов и интеграция возобновляемых источников энергии (ВИЭ), при этом рост тарифов и возможности привлечения финансирования ограничены, указывает Романчук.

Впрочем, сказать, что идею поддерживают все, было бы очень сильным преувеличением. Станкевич поясняет, что потребители свою позицию аргументируют просто - цена на электроэнергию напрямую относится к затратам на производство продукции. Так что дополнительные издержки будут переложены в цену товара для конечного потребителя, усиливая инфляционное давление в экономике.

Инициатива ввести "бери или плати" в электроэнергетике встретила волну критики у промышленности еще в 2023 году. Объемы потребления электроэнергии могут меняться в силу множества факторов, не контролируемых напрямую участниками рынка, например, из-за общего спада в экономике, уточняет эксперт.

В Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" (АСПЭ) подтвердили мнение эксперта. Там не поддерживают введение принципа "бери или плати" и считают, что это очередной способ по наращиванию финансирования сетей в обход тарифных ограничений, при котором плата взимается в отрыве от факта передачи электроэнергии, превращаясь в монопольную ренту. Механизм необоснованно увеличит издержки промышленности и будет закладываться в цены, тогда как вопросы эффективности использования сетями выручки, растущей в последние годы с темпом, на десятки процентов опережающим инфляцию, остаются открытыми.

По мнению директора Центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО НИУ ВШЭ Сергея Сасима, переход на "бери или плати" не имеет особенного экономического смысла и встретит очень сильное и обоснованное противодействие конечных потребителей.

Ввод нового механизма платы за электроэнергию должен снизить расходы сетевых компаний

Величина максимальной мощности подключенных потребителей, заявленная при заключении договора на технологическое присоединение, на потенциал электросетевой компании подключать новых потребителей никак не влияет. Таким образом, перевод потребителей на оплату услуг по передаче исходя из величины максимальной мощности никак не отразится на логике проектирования и инвестиционных расходах электросетевых компаний, поясняет он.

Теоретически у потребителей энергии из-за "бери или плати" существенных дополнительных расходов возникнуть не должно, замечает Сасим. Но зачастую максимум заявляемой нагрузки связан не с корыстными мотивами потребителей, а с объективными техническими требованиями. Например, проектирование строительства жилых и нежилых объектов исходит из норм, учитывающих удельную мощность более высокую, чем складывается по факту, уточняет эксперт.

Еще один пример, предприятия водоснабжения, указывает Сасим. Стандарты работы требуют от таких организаций иметь соответствующий резерв мощности для использования в критических ситуациях. Перевод на оплату по максимальной мощности увеличит расходы предприятий ЖКХ, что может привести к существенному сверхинфляционному росту коммунальных тарифов.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает внедрение механизма очень несвоевременным на фоне замедления промышленного производства, роста налоговой нагрузки и высокой ставки ЦБ, которая хоть и снижается, но остается по-прежнему неподъемной для бизнеса.

Зампред Наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член Экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев иронично предложил расширить механизм "бери или плати" на зарплаты людей. Ходишь или нет на работу - не важно. Зарплата начисляется. Думаю, все поддержат, уверен он.

Энергетика