Российская газета
1000 stars
TopList

Наш вертолет - самый лучший в мире.
А наша дурость не знает границ

     Первым и основным событием на мировом рынке оружия 2000 года станет объявление в феврале итогов тендера боевых вертолетов в Турции. Россия имеет неплохие шансы прорваться к победе. Однако страсти вокруг сделки века кипят нешуточные.

"Аллигатор" вылупился

     Советский проект В-80 по созданию нового боевого вертолета с конца восьмидесятых годов вызывал особый интерес западных специалистов. Удовлетворить свое любопытство мировая авиационная общественность смогла в 1992 году на международном авиасалоне в Фарнборо, где впервые демонстрировался готовый к боевому применению российский одноместный вертолет Ка-50 "Черная акула".
     Первые впечатления оставили двойственные чувства. С одной стороны, машина выглядела очень грозно, имела мощное вооружение и сильную броневую защиту. С другой стороны, бортовое радиоэлектронное оборудование, так называемая авионика, оценивалось какЙ позавчерашний день развития авиации. По единодушному мнению специалистов, начинка Ка-50 на два поколения отставала от тех образцов, которые демонстрировали в то же время ведущие авиастроительные фирмы Западной Европы и США. Однако в 1996 году в воздух поднялся двухместный Ка-52 "Аллигатор", и это вызвало бурю эмоций.
     Новый вертолет представлял собой не просто двухместный вариант "акулы", а действительно новое слово в боевом вертолетостроении. "Аллигатор" являлся по сути машиной разведки и управления боем. Ка-52 предполагалось оснащать новейшей отечественной авионикой, которая уже мало уступала западной, мощным радарным комплексом, телевизионными и тепловизионными системами, лазерными приборами. Новейшее бортовое оборудование и второй член экипажа позволяли сводить воедино боевую обстановку, давать целеуказания одноместным Ка-50, штурмовикам Су-25 и даже наземным группам войск. С принятием на вооружение "Аллигатора" тактика использования вертолетов на поле боя логично претерпевала бы революционное изменение, также качественно менялось бы в лучшую сторону управление войсками в самых сложных условиях.
     Однако, похоже, люди, определяющие тактику и стратегию армейской авиации, оказались не готовы к "реструктуризации" устоявшегося мышления, в котором вертолеты традиционно занимали и занимают какое-то второстепенно вспомогательное значение. А ведь в воздухе давно витает идея создания боевых экспериментальных вертолетных групп, для которых вполне достаточно и того количества "Ка", которые уже стоят на вооружении. Но, похоже, грамотно решить эту чисто штабную задачу пока некому.
     На Западе появление Ка-52 сразу заметили и к неожиданно вылупившемуся "Аллигатору" отнеслись очень серьезно. К удивлению НАТО, российская "оборонка", как оказалось, не умерла, а сохранила способность к развитию, к созданию принципиально новых образцов техники, не уступающей лучшим западным. Интерес к боевым винтокрылам фирмы "Камов" вновь обострился. Вскоре появилась возможность проверить боевые возможности "Ка" в деле.

Турецкий "Сокол" из России

     В 1997 году Анкара объявляет о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов, что тут же вызывает ажиотаж среди ведущих авиафирм мира. Сумма сделки оценивается в несколько миллиардов долларов, а в Европе как раз появились два новых боевых вертолета Р итальянская "Мангуста" и франко-западногерманский "Тигр". Да и американцам требовалось выгодно пристроить устаревающий "Апач", сменить которого в ХХI веке уже решено супервертолетом "Команч".
     Заявление России о том, что она тоже намерена участвовать в тендере, вызвало любопытство, не более того. И вполне возможно, что нашу страну допустили до участия в конкурсе лишь для того, чтобы унизить ее. Кто-то из определяющих политику в НАТО посчитал, будто российский "Ка" не может конкурировать с "Апачем" или "Тигром" в принципе.
     Для испытаний в Турции был подготовлен вертолет Ка-50-2. Цифровой индекс означал, что это не столько двухместный "Аллигатор", сколько двухместная "Черная акула" без всяких перечисленных выше наворотов. Насыщать машину всем необходимым оборудованием предполагалось только по желанию заказчика.
     Главной же особенностью Ка-50-2 явилось то, что впервые российскую боевую технику на мировом рынке решился поддержать Израиль. Государственная авиакорпорация этой страны IAI обязалась оснастить борт Ка-50-2 самой лучшей авионикой, адаптированной к стандартам НАТО.
     На Турцию, надо думать, оказали давление, и были выдвинуты требования, которые реально могли выбросить Ка-50-2 из конкурса. Неожиданно выяснилось, что два летчика обязаны сидеть не плечом к плечу, а друг за другом. Пушка должна быть заменена на французскую фирмы "Жиат", а неуправляемые ракеты - тоже на натовские. При этом управляемый российский "Вихрь" сохранялся, и все вместе должно было увязываться с израильской авионикой и адаптироваться к стандартам НАТО.
     Перекомпоновка кабины, как, наверное, предполагалось, должна была вызвать недопустимое увеличение габаритов вертолета, а разброд в стандартах вооружения сделать невозможным его управляемость. И, действительно, встал вопрос о снятии Ка-50-2 с конкурса, тем более что на всю модернизацию, а по сути на создание нового вертолета, отводилось в прошлом году всего несколько месяцев.
     И вот тут-то происходит настоящее русское чудо, правда, с непосредственным израильским участием. Руководитель фирмы "Камов" Сергей Михеев берется за создание новой машины, заранее объявив, что называться она будет по-турецки Р "Эрдоган", что можно переводить и как сокол-боец, и как рожденный для боя.
     В сентябре 1999 года турецким военным впервые показали полномасштабный макет российско-израильского вертолета, в котором все новые требования были выполнены до мелочей. Самое удивительное, что двухместный "Эрдоган" по высоте остался на уровне одноместного Ка-50, по длине стал даже короче, а по весу - на несколько сотен килограммов легче Ка-50-2. Он имеет шесть узлов подвески различного вооружения, а французская пушка - круговой сектор обстрела (такого нет ни на одном боевом вертолете мира!). Израильская сторона, как заявляется, тоже справилась со своими задачами.
     По всем объективным характеристикам, а главное, по критерию эффективность - стоимость, "Эрдоган" оказывается лучшим боевым вертолетом мира на ближайшие двадцать лет. В условиях высокогорья у него просто нет соперников. Так что вышло совсем не так, как хотели того наши конкуренты в мире оружейного бизнеса. Пусть даже они сняли некоторые характеристики Ка-50-2, но вертолет-то оказался на равных и с давно разрекламированным "Апачем", и с новейшим "Тигром", и с юркой легкой "Мангустой". А "Эрдоган" все перечисленные геликоптеры превосходит полностью, оставляя их где-то далеко позади. Можно было бы возликовать, ноЙ
     Бой после победы
     Вылупится ли турецкий "Сокол" - вопрос открытый. И даже то, что объективно он лучше всех, решающей роли может не сыграть. Слишком велик долларовый куш, и слишком униженными могут оказаться ВПК США и Западной Европы, не сумевшие в условиях безграничного финансирования создать на рубеже столетий по-настоящему боевого винтокрыла.
     Сегодня и на Турцию, и на Израиль оказывается мощнейшее давление. Анкара должна "политически целесообразно" сделать свой выбор, а израильтяне чуть ли не покаяться в том, что так опрометчиво помогли русским. Битва за победу в тендере из технико-экономической сферы перешла в политико-эмоциональную. На окончательное решение может повлиять любая мелочь.
     Один из козырей американцев заключается в том, что "Апач", к примеру, серийно выпускается давно и хорошо отработан в технологическом плане. А вот количество "Черных акул" в российских войсках можно по пальцам пересчитать.
      К тому же некоторые наши авиационные генералы просто подыгрывают конкурентам России, публично заявляя, что и впредь закупок новых вертолетов производиться не будет. Обойдемся, мол, и старыми, слегка подкрасив и модернизировав то, что еще способно в воздух подниматься. Дешевле, говорят, будет. Спасибо, конечно, военачальникам, что они о сбалансированности бюджета пекутся, хотя их ли это дело? О финансах финансисты и профессиональные экономисты заботятся, а военные во всех странах мира по логике своей профессии просто обязаны в первую очередь сражаться за интересы армии, за поддержание боеспособности войск на самом высоком уровне.
     Инженеры - авиастроители России сделали невозможное. В условиях абсолютного дефицита они удержали марку государства на высоте лучших мировых требований. Будет ли этот знак качества отечественной военной техники обращен в реальную победу и в валютный доход для государства, зависит сейчас от самого государства. Точнее, от интеграции усилий многих важнейших структур: Правительства, Министерства обороны, МИДа, "Росвооружения", парламента. На карту поставлено слишком много. И если по чистой небрежности или чьей-то амбициозности мы не добьемся признания того факта, что лучшие вертолеты рубежа столетий - российские, то потеряем не только права на многомиллиардный контракт. Мы рискуем потерять гораздо большее - веру бескорыстных и преданных только Отечеству тружеников в плодотворность и необходимость их труда во славу России.

Сергей ПТИЧКИН,
обозреватель
"Российской газеты".

----------------
Официально * События дня * Приложения * О газете * Подписчикам
"Российская газета"
125881, Москва, ул. Правды, 24
E-mail: www@rg.ru