Талгат Таджуддин: Любовь к Отчизне - это часть нашей веры

     После взрывов в Москве, чеченской войны и терактов в США отношения между двумя крупнейшими мировыми конфессиями оптимист определит как "настороженность". Горячие же головы во многих странах говорят о третьем крестовом походе, о "войне цивилизаций". Но многие забывают при этом, что мусульмане - это 1,5 миллиарда человек на всей планете, и как минимум 15 миллионов из них - наши соотечественники. Они наравне с христианами, иудеями и буддистами сеют хлеб, стоят у станка, водят детей в школу и получают такие же маленькие зарплаты. Они наши друзья, наши родственники и наши соседи. Ислам и терроризм - это не синонимы.
     Об этом мы беседовали на "Деловом завтраке" в "Российской газете" с Верховным муфтием, Председателем Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-исламом Талгатом ТАДЖУДДИНОМ.

     - Талгат-эфенди, позвольте начать с писем наших читателей:
     "Мусульманские лозунги Масхадова, Хаттаба и Басаева не должны ввести в заблуждение здравомыслящих людей в арабских странах. Террористы утверждают, что они борются во имя веры. Но это не мешает им пытать пленных российских солдат, обрушивать крыши домов на головы детей, женщин, стариков независимо от происхождения и веры. Разве ислам допускает подобные действия? Чеченская проблема отнюдь не является проблемой народа, борющегося за свою независимость. Эта проблема связана с определенной группой лиц, пытающихся навязать свои порядки, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до насилия и кровопролития. Я как мусульманин заявляю: нет прощения преступлениям бандитов против чеченского народа! В то время как Российская армия делает все возможное для того, чтобы установить порядок в Чечне, Хаттаб и Басаев пытаются дестабилизировать обстановку в республике. И я заверяю вас, что призыв к джихаду, священной войне, не найдет отклика среди арабов. Благодаря своему историческому опыту мусульмане всего мира сумеют распознать, кто прав, а кто виноват. Иса Салахиддин, Сирия".
     А вот еще одно письмо, из России, из Уфы. Автор возмущается, что такой уважаемый писатель, как Василий Аксенов, в одном из интервью нашей газете употребил выражение "исламский экстремизм", и справедливо замечает, что экстремизм, терроризм национальности и вероисповедания не имеют.

     - Полностью согласен с обоими авторами. Нельзя отождествлять то, что происходит в Чечне или происходило в Нью-Йорке с исламом или с какой бы то ни было другой конфессией. Не просто нельзя, но и крайне опасно.
     Вообще, те, кто придает терроризму какую-то религиозную окраску, или очень наивные люди, или авантюристы. Ведь крупнейшие мировые религии - иудаизм, христианство, ислам - имеют один общий корень. Наши пророки - посланники одного Бога. И хотя бы поэтому терроризм нельзя нарицать иудаистским, христианским или мусульманским. Мусульманин, поднявший руку на иудея, христианина, буддиста или на неверующего человека, нарушает заповедь Пророка. Ибо Пророк Мухаммед говорил: "Вы никогда не войдете в рай, пока не уверуете в Бога. Но вы не уверуете в Бога, пока не полюбите друг друга. Распространяйте мир и спокойствие, приветствуйте друг друга".
     Мы, российские мусульмане, уже пять веков живем в едином государстве, в России. Родину и соседей мы не сами себе выбирали, а по воле Всевышнего Творца. По исламу ни листок не упадет, ни ветер не дунет кроме как по воле Всевышнего Творца. А сосед, как учит Коран и сунна Пророка, будь он христианином или иудеем, все равно что брат. И все, что противоречит этому постулату, противоречит исламу.
     В любом человеке мусульманин прежде всего должен видеть брата и сестру, будь они верующими или неверующими. Право на свободу вероисповедания, между прочим, дает не государство, а сам Бог. В Коране говорится: "Кто желает, пусть уверует в Единого Творца, а кто хочет - путь поживет без веры". Но все равно он твой брат, потому что он тоже от Адама и Евы.
     Когда наш Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину, с ним переселились его сподвижники. Многие из них перешли из язычества в ислам, а их дети до этого - из язычества в христианство. Сподвижники Пророка были обеспокоены этим и спрашивали у него: может быть, нам силой заставить детей, чтобы они приняли ислам?
     Но Пророк Мухаммед запретил им это делать, сказано в Коране: "Нет принуждения к вере". Этот аят Корана, между прочим, пока никто не отменял. И отменить не может.
     Поэтому, когда чеченские бандиты говорят, что они защищают ислам - это не просто неправда, это еще один грех, который они берут на себя, прикрывая священным исламом свои преступления.

     - Да и, собственно говоря, от кого защищать ислам в России? Нам, во всяком случае, не известны факты притеснения мусульман или недоброжелательного отношения к ним ни со стороны властей, ни со стороны общества...

     - К слову сказать, еще в советские времена в той же Чечне начали строиться мечети. Я был там (хотя общины Северного Кавказа не входят и никогда не входили в состав Центрального духовного управления мусульман России) и видел, сколько радости и воодушевления было у людей. Кому это все помешало? Не мусульманам же...
     За последние 10 лет в России построено больше тысячи мечетей. Сейчас еженедельно открываются 3 - 4 новых мечети. Послезавтра я еду в Екатеринбург закладывать новую мечеть. Там уже есть одна мечеть и вот еще одну закладывают. На следующий день - в Пензенскую область открывать новую мечеть, потом - в Ульяновскую.
     Сейчас в составе Центрального духовного управления мусульман две с половиной тысячи общин. И мы понимаем, что смысл-то, конечно, не в зданиях и не в их количестве. Открываются духовные учебные заведения, в каждой мечети есть курсы по обучению основам ислама. Храм должен сначала возникнуть в душе...
     Я не хочу сказать, что у мусульман в России нет проблем. Так же, как всем, не хватает средств, так же у многих за суетой не остается времени для общения с Богом. Но мы живем в своей стране и было бы странно, если бы мусульманам жилось лучше, чем другим.
     Возвращаясь к Чечне... Ситуация там очень напоминает мне ситуацию в Югославии. 500 лет там христиане и мусульмане жили в мире. Тем более что все они - славяне. Нормально жили, на одном языке говорили, имели одинаковые традиции и менталитет. Но с конца 70-х годов многих мусульман из Югославии начали обучать за рубежом, в псевдоисламских центрах. Напичкали абсолютно чуждыми идеями, зазомбировали, дали средства и сказали: давайте, стройте первое исламское государство в Европе. А когда даже твой брат в твой огород хотя бы на один штык войдет, ты ему спасибо не скажешь. И началась братоубийственная война, которая ничего хорошего не дала ни христианам, ни мусульманам, а только заложила мину замедленного действия на годы вперед.
     В Турции, было у меня много диспутов и с единоверцами. Турецкие политики, бизнесмены, богословы говорили: мы любим Россию, это наш сосед, мы уважаем Президента Путина. Только вопрос Чечни нас беспокоит, приносит большое сожаление и огорчение, потому что это война против ислама и наших братьев-мусульман. Я им отвечал: вот мы сейчас находимся на юге Турции. Здесь проживает несколько миллионов курдов, которые по вероисповеданию тоже наши братья-мусульмане и у которых с турками, мягко говоря, натянутые отношения. И вот, например, города Урфа или Диарбакр, где в основном проживают курды, заявляют об отделении от Турции. Что вы будете делать? Вы, правоверные мусульмане, сядете на танки, и будете утюжить эти города.
     В Саудовской Аравии в 1980 году несколько шиитских племен объявили, что они выходят из состава Саудовской Аравии и создают свое отдельное государство. За три дня успокоили. Направили войска, танки и успокоили. И никто даже не пикнул - ни США, ни ООН, ни Европа, ни исламский мир - никто.
     И у нас в Чечне, хочу повторить это в очередной раз, речь не идет о войне против ислама и мусульман. Речь идет о сохранении единства и неделимости государства.
     Чеченцы, кстати, последние в России, кто принял ислам. Это произошло меньше чем 300 лет назад.

     - Какие мысли у вас возникают, когда вы слышите выражение "исламский экстремизм", особенно в последнее время?

     - Мы это выражение слышим не только в последнее время, мы часто его слышим, последние 7-8 лет - постоянно. Конечно, это с болью отзывается в сердце любого мусульманина. Но главное не то, что мы обижаемся или не обижаемся, на обиженных, как говорят, воду возят. Главное то, что в любой стране, а особенно - в России, где больше ста наций и народов, - навешивание подобных ярлыков не может пройти бесследно. Когда при слове "мусульманин" у человека бессознательно возникает ассоциация "исламский экстремизм" это ненормально, и ни к чему хорошему не приведет.
     Экстремизм, к сожалению, есть во всем мире. Только почему-то ирландский экстремизм никто не называет христианским. А во всем мире с чьей-то подачи гуляет выражение "исламский экстремизм". И в Великобритании, и в Югославии, и на Ближнем Востоке, и в Афганистане есть противоречия, которые копились веками. Есть проблемы между христианами и мусульманами, между иудеями и мусульманами, но есть проблемы и у христиан, и у мусульман друг с другом. По меньшей мере глупо называть все это "исламским экстремизмом". Надо не навешивать ярлыки, а садиться за стол переговоров. Для этого существует масса международных организаций и специально обученных людей - политиков и дипломатов.

     - Как вы считаете, какую роль играют наши зарубежные "друзья" в возникновении экстремистских настроений среди мусульман?

     70 лет мы жили, скованные по рукам и ногам, а когда начали приезжать разные проповедники из-за границы, слушали их, раскрыв рты. Никто же не регулировал этот процесс. У государства есть пограничные войска, которые охраняют границу, войска противовоздушной обороны, которые охраняют воздушное пространство, но никто не охраняет духовное пространство страны. С Запада, с Юга, с Востока ринулись в страну учить нас жизни. Разве что с Севера белые медведи не приезжали.
     Совсем недавно в мечеть одного из сел Башкортостана приехала группа "единоверцев" из Пакистана. Люди собрались на вечернюю молитву, а они выступают: почему вы под неверными живете? Почему не следуете примеру Чечни? Если подниметесь против России, мы вам поможем: денег дадим, оружие. Таких "доброжелателей" много приезжает. Кто-то должен за этим следить?
     Любой пастух может приехать в страну и объявить себя проповедником. Организации, запрещенные даже в арабских странах - Египте, Саудовской Аравии, Сирии, не говоря уж о странах Европы, - могут свободно действовать у нас. Многие склонны обвинять мусульманское духовенство в том, что оно не может противостоять этой духовной экспансии. А где у нас духовенство? В Советском Союзе было одно мусульманское духовное учебное заведение в Бухаре. На 70 миллионов мусульман всего 50 студентов. Сейчас у нас 2,5 тысячи мечетей. За последние 10 лет мы подготовили около 500 священнослужителей. Вот и считайте. Можно было, конечно, поставить процесс подготовки кадров на поток. Но духовный учитель - это не совсем то же самое, что сапожник или инженер. Здесь дело не только в знаниях. Я у своего духовного наставника учился годы и годы. А инкубаторские цыплята - они только в пищу годятся, а для продолжения рода - нет.
     Зарубежная помощь российским мусульманам - миф. Никто и никогда ничем существенно не помог. Разве что мелкими подачками на карманные расходы тем, кто идет у них на поводу. Они приезжают сюда не помогать, а вербовать сторонников, создавать "пятую колонну". Духовной экспансии ни в коем случае нельзя допускать, потому что рано или поздно она разрушит не только нашу веру, но и страну.
     Уже сейчас - и, я думаю, нашим спецслужбам это хорошо известно - в России есть десятки, а может быть, сотни отпетых экстремистов и террористов, людей, морально готовых к тому, чтобы совершить теракты, подобные нью-йоркским. Взрывы в Москве, взрывы газопроводов в Татарстане - серьезное тому подтверждение. В позапрошлом году в Татарстане арестовали и осудили почти десяток молодых людей за взрывы газопровода. Это ученики так называемых духовных учебных заведений. Вот к чему приводит идеологическая экспансия. И надеяться на противодействие ей только со стороны Центрального духовного управления мусульман неразумно.

     - Наш читатель Дмитрий Родин задает вопрос: нравственные заповеди, ценности ислама и русского православия единосущны и, если нет, в чем суть антагонизма?

     - Никакого антагонизма нет. В главном, в сути, мы схожи. У нас давно налажены братские отношения с Русской православной церковью, мы постоянно ведем диалог и сотрудничаем. С Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II я знаком уже 25 лет и очень уважаю этого человека, ценю ту роль, которую он играет в духовно-нравственном возрождении России. И возрождение ислама - одна из составных частей этого.
     Существует Межрелигиозный совет России, который объединяет 4 крупнейшие традиционные конфессии: православных, мусульман, иудеев и буддистов. В его рамках мы способны решить любую возникающую проблему. Другие конфессии, если они есть, тоже, естественно, имеют право на существование. Только пусть сажают в своем огороде и не пытаются собрать всходы на нашей земле.

     СПРАВКА "РГ":
     Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ было образовано в 1789 году указом императрицы Екатерины II после обращения к ней мусульман. Тогда оно называлось Оренбургским магометанским духовным собранием (ислам, мусульманство, магометанство - слова синонимы). Резиденция главы российских мусульман всегда находилась, и находится до сих пор, в Уфе.
     До 1917 года муфтий (глава духовного управления) назначался указом императора по представлению кандидатуры министром внутренних дел. Духовное управление полностью существовало за счет государственной казны.
     С 1917 года Духовное управление не получает помощи со стороны государства. Муфтий стал избираемой фигурой. Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин - 12-й муфтий за 212 лет существования ЦДУМ - избран на этот пост 19 июня 1980 года.
     В СССР существовало 4 духовных управления мусульман: помимо уфимского были ДУМ Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, ДУМ Закавказья в Баку и ДУМ Северного Кавказа с центром сначала в Буйнакске, а потом в Махачкале. Сейчас в России 2 духовных управления мусульман: ЦДУМ России и европейских стран СНГ (с 28 духовными управлениями в российских регионах) и Координационный центр Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Кроме того, в Казани, Москве и ряде других городов существуют Духовные управления, не входящие в состав ЦДУМ России. Они не признаются ЦДУМ, которое считает, что "конкуренты" созданы иностранными спецслужбами. Власти же часто идут на сотрудничество с "раскольниками". Так, например, Духовное управление мусульман Татарстана, не признанное ЦДУМ России, пользуется помощью и поддержкой властей республики.

     - Талгат-эфенди, во времена раскола среди мусульман России вам часто ставили в вину близость к государству. Что вы думаете по этому поводу?

     - Если это вина, то я принимаю это обвинение. Потому что это мое государство, это наше государство, и уважением к нему и к его Конституции я исполняю свой не только гражданский, но и религиозный долг. В Коране говорится: "Повинуйтесь Аллаху, его посланнику и власть предержащим из вас". Пророк Мухаммед говорил: "Любовь к отчизне - это частица вашей веры".
     Наша кровь, наша плоть от земли этой. Мы едим хлеб, взращенный здесь, мы пьем воду из родников этой страны. Поэтому мы обязаны любить и чтить свою Родину. А соблюдать ее законы тем более обязаны. И сохранение нашей веры во многом зависит от того, как мы ведем себя в обществе, в отношении государства. Не будет никакой молитвы, никакого поста, ни чтения священных книг, если не будет мира и спокойствия. В Чечне сейчас кто-нибудь думает о том, как построить мечеть или как помолиться? Поклонение Аллаху, совершение добрых дел во многом зависит от того, будет ли мир в государстве.
     Поэтому стыдятся пусть те священнослужители, которые работают не на свое государство, а на другие государства и спецслужбы. А у нас или сознательно, или по недомыслию такие, к сожалению, есть.

     - Кроме Центрального духовного управления мусульман какие-то структуры могут претендовать на то, чтобы говорить от имени мусульман России?

     - Нет. В ЦДУМ объединены более 95 процентов мусульман страны, не считая Северного Кавказа. Никакого раскола среди мусульман нет. Есть буря в стакане воды, которую подняли те, кто мнит себя лидерами. Раскол был бы, если бы были проблемы между рядовыми мусульманами. А их, слава Аллаху, нет. А грызня между так называемыми лидерами за подачки из-за границы - это не раскол.

     - Правда ли, что в Коране есть такие фразы: "Не верящий в Аллаха не имеет права на существование", а также: "Убей неверного"?

     - Неправда. Уж если дьявол, шайтан, имеет право на существование, то как его может не иметь человек? Коран запрещает убивать людей, какой бы они ни были веры. Всевышний в Коране даже запретил ругать идолов язычников, потому что "если вы их будете ругать, они будут ругать Бога, и этот грех будет на вас, а не на них". Другое дело - война, когда напали на твою страну. Защита Отчизны - священный долг.

     - Расстрел статуй Будды в Афганистане - это грех?

     - Это грех. Кроме того, это идиотизм. Стрелять больше не во что: дома, школы, мечети - все уже разрушили, а снаряды остались. Вот и стреляют.

     - Что такое джихад?

     - Внутри каждого из нас сидит свой маленький бесик. Против него нужно бороться. Это и есть великий джихад.

     - Как вы относитесь к решению властей Татарстана перевести татарскую графику с кириллицы на латиницу?

     - Я абсолютно против. И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары. Поэтому и кириллица нам не чужая. Вы, наверное, знаете о том, что ее изобрели болгары Кирилл и Мефодий. А болгары - это ближайшие родственники булгар. Просто одни остались на Волге, а другие ушли дальше, на Дунай, и смешались со славянами.
     Кроме того, как минимум две трети татар живут не в Татарстане, а в других регионах России. Им-то как быть, подумал кто-нибудь об этом? Например, мне, татарину, проживающему в Уфе? Я не хочу быть иностранцем в своей собственной стране. Понятно было бы, если бы вернулись к арабской графике, на которой наши предки писали больше тысячи лет. Латиница же татарам абсолютно чужда. Это решение властей Татарстана явно непродуманно, и я уверен, что все только "спасибо" скажут Шаймиеву, если он его отменит.

     - В последние годы, в частности, в связи со взрывами в Москве и агрессии против Дагестана, много говорилось о ваххабитах. Кто это такие и чем они отличаются от "нормальных" мусульман?

     - Это радикальное течение ислама, возникшее 150 лет назад в Саудовской Аравии, когда та еще была британской колонией. Помимо Саудовской Аравии у Великобритании было еще много других мусульманских стран-колоний. И удерживать сотни миллионов мусульман было все сложнее и сложнее. Тогда и был придуман этот вирус (как сейчас придумываются компьютерные вирусы), была разработана идеология ваххабизма. Цель очень простая: заставить мусульман устраивать "разборки" друг с другом, отвлекая их тем самым от главной проблемы - получения независимости от Великобритании.
     Основная идея ваххабизма такова: принимать Коран без всяких интерпретаций, отметать все национальные наслоения и традиции, игнорировать тот факт, что рядом с мусульманами живут и другие люди, других вер и других традиций. Более того, ваххабиты отрицают право и других мусульман на свое прочтение Корана и заповедей Пророка Мухаммеда. Короче говоря, ваххабизм - это идеология нетерпимости к другим верам, обычаям, традициям, вообще к людям, чем-то отличающимся от тебя. Достаточно сказать, что ваххабизм утверждался в той же Саудовской Аравии через кровь тысяч и тысяч людей.
     В России идеологию ваххабизма пытаются внедрить давно. Еще в начале века были сильные поползновения в эту сторону, но наши ученые-богословы дали ваххабизму решительную отповедь.
     Недавно на "круглом столе" у полпреда Президента в Приволжском федеральном округе, где присутствовали и те, кто способствует проникновению ваххабизма в нашу страну, я сказал: настоящих ваххабитов, к сожалению, в России нет. С ваххабитами мы бы могли говорить на языке Корана и убедили бы их в том, что они не правы. А наши - сегодня ваххабиты, завтра станут фашистами, послезавтра - семитами или антисемитами - в зависимости от того, кто и за что будет платить.
     Я ответственно заявляю, что в массовом масштабе ваххабизма в России нет. Люди, симпатизирующие этому течению, не составляют и 1 процента от мусульман России.

     - Что такое традиционный для России ислам?

     - В исламе есть два основных течения - сунниты и шииты. Они сформировались еще во времена сподвижников Пророка Мухаммеда на базе политических разногласий: шииты настаивали на том, что власть должна быть наследуемой, сунниты - что перед Богом все равны и власть должна быть избираемой. Потом эти разногласия оформились в виде теологических проблем и мусульмане окончательно разделились.
     Российские мусульмане придерживаются суннитского течения в исламе. В нем, в свою очередь, 4 основных направления. Два из них присутствуют в России: большинство мусульман в центре страны являются ханафитами, то есть приверженцами ханафитской школы, а на Северном Кавказе подавляющее большинство - шафииты.
     Наши предки - древние булгары - приняли ислам в 310 году по мусульманскому летосчислению (в 922 году по христианскому) добровольно. Арабы, как вы знаете, до Волги никогда не доходили. Поэтому исповедуем мы такой ислам, который приняли и завещали нам наши предки.
     В том, что существует много религиозных течений, в принципе нет ничего необычного. Еще Пророк Мухаммед говорил: христиане поделились на 72 группы. Вы поделитесь на 73. Но только одна из них попадет в рай.
     Мой учитель Ахмадзаки-хазрат из Казани говорил мне: когда кто-то подносит тебе воду из родника в чистой посуде, ты пьешь ее, хвалишь эту воду. Но если ту же самую воду тебе преподнесут в помойном ведре, ругать родник бесполезно. Так же и здесь. Ислам ни при чем, если кто-то его переиначивает и извращает. Мы пытаемся донести до людей нашу веру чистой.

     - Очень много вопросов читателей, связанных с духовной литературой, прессой, связью с вашим Духовным Управлением. По какому адресу им писать?

     - Адрес ЦДУМ: 450057, г. Уфа, ул. Тукая, 50. Мы выпускаем ежемесячную газету, журнал на русском языке "Ислам и жизнь", другую литературу. Пишите, вышлем.

     - Скоро в Москве пройдет международная конференция "Ислам против террора". Какие вопросы вы намерены на ней обсудить?

     - Недавно в Уфе в Соборной мечети состоялась встреча членов Президиума Центрального Духовного управления мусульман России с нашим Президентом Владимиром Путиным. Он сказал, имея в виду наше противодействие проникновению в страну чуждой идеологии: государство в неоплатном долгу перед вами. И мы ответили: Владимир Владимирович, мы ведь не из Африки, свои люди, сочтемся. Мы в России не меньшинство. Неважно, много нас или мало. Важно то, что это наша земля, наша страна. И мы хотим, чтобы наши дети и внуки жили на ней мирно, в согласии с другими народами и традиционными конфессиями нашей страны. Пророк Мухаммед говорил: Земля - ваша мать, не раздирайте ее на кусочки, иначе она вас поглотит. Где межнациональные, межконфессиональные ссоры и распри, Земля всегда трясется. Почему землетрясения в Спитаке, в Турции, в Афганистане происходили во время обострения национальных конфликтов? Где люди за Землю воюют, делят ее на кусочки, всегда она трясется. Даже мать, когда один ребенок шалит, предупредит его или накажет. Когда все дети шалят, всех нашлепает, чтоб никому не обидно было. Так же и Земля.
     Перед всеми нами сейчас стоит огромная задача - добиться возрождения и процветания нашей Родины, великой России. И мы обязаны сохранять мир и согласие на нашей Земле во имя наших детей и внуков, во имя счастья в этой и вечной жизни.
     Да поможет нам Бог!

Беседу вел
Дмитрий МИХАЙЛИН.
Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100