Чужие лица Любови Орловой

Звезде советского кино исполняется 100 лет

     Киновед и архивист Валерий БОСЕНКО не любит рассказывать о Любови Орловой - говорит, что так разрушаются мифы. А что такое наша история без мифов? Но все-таки завесу над тайнами Любови Петровны нам удалось приподнять на премьере ее кинофильма на фестивале "Белые столбы" - картина была запрещена к выходу на экран еще в 1946 году. С этой неизвестной работы актрисы и начался разговор с искусствоведом.

     - Валерий, почему фильм "Одна семья" со столь популярной актрисой пролежал на полке и никогда не показывался?

     - Потому что это полный провал в кинокарьере Александрова. Будучи в эвакуации в Баку, Григорий Александров решил объединить киноновеллы о войне других режиссеров, введя в сюжет ленты третью историю с участием Орловой. Ее игрой он также хотел усилить всю киноленту, и актриса как бы обрамляет эпизодами весь фильм. Но вместо ожидаемого успеха картина была признана всеми полным провалом режиссера Александрова и решением Главреперткома была запрещена к показу. Пожалуй, это единственный случай в практике советской цензуры, когда она оказалась совершенно права - столь бездарную ленту нельзя было выпускать на экран, это ударило бы по престижу нашего киномифа о гениальности тандема Орлова - Александров.

     - Что, Любовь Орлова уже не могла играть как ранее?

     - Любовь Петровна старалась как могла. Но она, будучи умной женщиной, с огромным творческим чутьем, понимала, что ее супруг не в состоянии повторить успех предыдущих картин и что "Одну семью" ждет полный провал.

     - Почему же она не спорила?

     - Любовь Петровна никогда не вмешивалась в работу супруга. Они всю жизнь были на "вы". Он называл ее Чарли, она Александрова звала Спенсер... Так в честь великого Чарли Спенсера Чаплина эта пара величала себя всю долгую совместную жизнь. Правда, это лишь устные легенды. Все архивы Орловой пропали после смерти Александрова. Ведь он после ее кончины женился, вернее, его женила на себе супруга его сына Дугласа. Эта дама, мягко говоря, не любила Любовь Петровну. Поэтому все домашние архивы, переписка, фотографии были уничтожены ею. Затем внук Александрова продал замечательную дачу Орловой, о которой ходили легенды как о самом шикарном и модном доме той советской эпохи. Наследник уехал в Париж. Конечно, какая-то часть творческого наследия Орловой существует в архивах. Но самое интересное исчезло навсегда.

     - Но как познакомилась Орлова с будущим супругом, вам известно?

     - Александров приехал из Америки. Модно одет, популярен, по легенде, даже разъезжал на роскошном красном авто по Москве. Это когда самих автомобилей в столице СССР было лишь несколько десятков! В общем, красавец и мечта женщины. Существует легенда, что Александров якобы увидел поющую Орлову перед киносеансом и сразу в нее влюбился. Я же знаю, что Орлова первой заметила "завидного жениха" и открыто заявила: "Этот мужчина должен стать моим мужем".

     - Я верю, что она просто заставила в себя влюбиться Александрова, женатого и имеющего сына. А как затем развивались события?

     - Тогда Александров был очень дружен с Сергеем Эйзенштейном. Именно благодаря ему он попал в Голливуд в 30-м году, узнал американское кино. Они даже работали над многими кинопроектами вместе. Пришел Григорий к своему другу и говорит: "Я хочу тебя познакомить с удивительной женщиной". А Эйзенштейн ему так презрительно бросил: "А-а, эта... Знаю, знаю" и дернул, как в кордебалете ногами. Орлова не любила Эйзенштейна и тот отвечал ей взаимностью. Позже произошел разрыв между Александровым и Эйзенштейном. Они не разговаривали, не работали вместе.

     - Многие не любили Александрова, но обожали Орлову...

     - До сих пор для меня загадка - год в Голливуде и Мексике Александров только занимался кино или чем-то еще? Это во времена, когда само общение с иностранцами попадало под пристальное внимание органов. Все его успехи - это компиляция американских фильмов тех лет. В СССР их не видели, поэтому и критиковать его мог лишь тот же Эйзенштейн, знавший голливудскую кухню. И "Веселые ребята", и "Цирк" поставлены по всем жанрам американского киномюзикла. Были скопированы с Марлен Дитрих многие штрихи к образу Орловой. Наш зритель не знал голливудских красоток так, как знал их Александров, и Орлова сразу же стала самой любимой и звездной актрисой СССР.

     - Она ведь встречалась с Дитрих в Голливуде. Значит, сознательно ее копировала?

     - Талант Орловой бесспорен. Она была уникальна, по крайней мере для нашего кино - поет, танцует, справляется с драматической игрой. Копировала она с подачи Александрова. Поэтому-то, посмотрев фильм на военную тему "Одна семья", Эйзенштейн и заявил: "Все, кончился голливудский блокнот!" Любовь Петровна же во всех картинах - даже не самых удачных, с присущим ей блеском, тщилась вытянуть актерскую партию за двоих - за себя и за своего режиссера. Тем не менее чтобы спасти любимицу Сталина, всего СССР, фильм "Одна семья" убрали на полку. А следующую попытку Александрова сделать киношедевр она поддержала: сняли картину "Скворец и лира" про шпионов. Но увидев, что же в итоге получилось, запротестовала уже сама Орлова. Думаю, тогда она уже точно знала - фантастической карьере ее супруга пришел конец. Она перестала сниматься, и ее можно было увидеть, правда, очень редко, лишь на театральной сцене.

Легенда в звании полковника

     Она никогда не вспоминала свое прошлое. Вернее, старалась его не афишировать. Великая и прекрасная кинодива шестой частью суши завладела в одночасье после премьеры "Веселых ребят". Когда Сталин приехал посмотреть картину, которую не хотели выпускать на экран из-за ее похожести на американские мюзиклы, вождь всех народов хохотал до слез, а о начинающей актрисе отозвался очень тепло. Карьера Орловой была обеспечена.

     Потом на одном из приемов вождь обронил ее супругу и режиссеру Александрову: "Берегите Орлову. Иначе мы вас расстреляем..." И улыбнулся. А "светлый путь" актрисе уже был обеспечен и без того - такой всенародной любви, неугасающей почти семь десятков лет, может позавидовать любой смертный.
     Люба Орлова, родившаяся 11 февраля 1902 года, имела дальнее родство с потомками Толстого, через мужа дочери Льва Николаевича. После революции, изменившей ее планы стать пианисткой, Люба выживала, как все, кто не погиб и не уехал. От тяжелой работы (она продавала молоко, привозя его из Подмосковья) огрубели руки. Уже позже актриса старалась никогда не показывать в кадре свои некрасивые грубые пальцы. Еще она никогда не вспоминала о своем первом супруге, обвиненном в экономическом вредительстве и прошедшем мясорубку допросов ВЧК.
     Став любимицей Сталина, получила даже должность полковника во время войны. Затем - орден и Сталинская премия. Ее - главную гордость советского кино - выпускали за пределы СССР. Она ездила по миру, видела Марлен Дитрих, была принята в самых известных домах. Говорят, что врожденный вкус Орловой питался редкими встречами с кинодивами и каждый ее наряд - а их было фантастическое количество - был сшит лучшими портными. На нее работала и знаменитая Надежда Ламанова, чьи платья - образец советского от кутюр.
     Пожалуй, самую главную свою тайну Любовь Петровна не раскрыла никому. У этой красавицы, у этой блестящей актрисы судьба была трагичной и блестящей одновременно. Когда-то она обронила: "Я никогда не буду старухой". Делала операции, следила за собой со строгостью фанатика- тренера. Но старость пришла, и Орлова, так ее боявшаяся, приняла удар стойко. Она пережила фантастический успех и никак не показала угасание к себе интереса в шестидесятые, когда ушла в театр. Ее не стало в 1975 году. Актрисе поставили страшный диагноз - рак мозга. Все ее страсти, трагедии и потери давали о себе знать. Но легенда нашего кино умела молчать и хранить все свои страхи глубоко в душе. Лишь сегодня некоторые из них становятся известны.

Юлия Малахова

О чем она молчала 20 лет

     Орлова знала, как выстроить свой образ на экране и в жизни. В начале 30-х годов Сталин стал создавать "симулякр" - искусственную империю, в которой грубость и ужас революции сменились образом покоя, красоты и всеобщего благополучия. Образ советской "буржуазности", блестящего сытого рая фильмы Александрова воплощали самым чудесным образом. Но никогда Александров не имел бы такого успеха у Сталина и окормляемого им народа, если бы не красавица Любовь Орлова. Женщины в советском искусстве вообще были необходимы империи гораздо больше, чем мужчины. Их "вечная" природа позволяла им маскировать режим гораздо эффективнее.
     А когда после смерти вождя границы стали потихоньку открываться, Любовь Орлова исчезла из большого кино. В отличие от Марлен Дитрих, которая и в старости продолжала завораживать созданным ею самой образом, легенда Орловой быстро поблекла. Она еще продолжала работать в Театре им. Моссовета, где за двадцать лет создала всего несколько ролей, с каждым разом подтверждая, что дара драматической актрисы у нее не было. По сути фильмом "Весна" 1947 года окончилась ее блестящая карьера кинодивы.
     Орден Трудового Красного Знамени и Сталинская премия не позволили ей выйти на эстраду и продолжать петь роскошные шлягеры Дунаевского. Возможно, это продлило бы ее счастье. Но - прирожденный гений эстрады - она была вынуждена играть страдания ибсеновской Норы и горьковскую Лидию в пьесе "Сомов и другие".
     Эпоха быстро менялась. Новое поколение приближающейся оттепели хотело правды чувств и естественности движений. Приподнятый, патетический, праздничный кинематограф Александрова и Орловой больше был никому не нужен. Хотя сегодня ее небытовое, глубоко праздничное искусство волнует нас ничуть не меньше, чем полвека назад.

Алена Карась

Золото Орловой

     Центральный банк России вчера выпустил памятную серебряную монету достоинством 2 рубля, посвященную 100-летию со дня рождения актрисы Любови Орловой. Монета изготовлена тиражом 10 тыс. штук. Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100