Вера Павловна в шоке

Уровень знаний наших выпускников катастрофически падает

     Как раз к выпускному балу подоспели результаты первого в нашем Отечестве масштабного исследования знаний "постсоветских" школьников. Его провели ученые сразу нескольких институтов Минобразования РФ и Российский академии образования. Опрошены старшеклассники почти 2000 школ в 76 регионах России. Каковы же итоги?
     А итоги неутешительные. Достаточно сказать, что более 40 процентов десятиклассников причислены к категории "учеников группы риска". Свыше 65 процентов 16-летних не овладели базовым уровнем подготовки по русскому языку, а каждый второй "завалился" на обществознании. Аналогичная ситуация в геометрии.
     Это картина по "узкопредметным" областям. Что же касается общеучебных, демонстрирующих умение учиться, то тут дела не лучше. Более половины выпускников затруднились прокомментировать и объяснить элементарный текст, предложенный им в трех видах: бытовом, газетном, деловом. При этом всего треть учащихся готовы высказывать собственное мнение о прочитанном.
     Почти две трети старшеклассников (66 процентов) обнаружили неспособность работать с дополнительными источниками информации - таблицами, диаграммами, графиками, схемами. Лишь половина - сумели щегольнуть талантом вытаскивать смысл из прочитанного, применять полученные знания на практике. Скажем, прокомментировать политическую карикатуру с позиций усвоенных в школе понятий.
     Разумеется, эти цифры, задевающие наше национальное достоинство ничуть не меньше, чем неудачное выступление российских футболистов в Японии, еще будут анализироваться наукой. Само же исследование продолжится в ближайшие два-три года "в углубленной версии" на базе ста - ста пятидесяти экспериментальных школ страны. Но кое-что можно сказать уверенно уже сегодня. По мнению экспертов, итоги обстоятельного мониторинга вступили в драматическое противоречие с результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ) прошлого года в пяти регионах-первопроходцах.
     Напомню, что, по официальным данным Министерства образования РФ, число неудовлетворительных, двоечных работ на премьере ЕГЭ прошлым летом не превысило десяти процентов по всем экзаменационным предметам. Если точнее - от 8 до 10 процентов. А согласно только что полученной новой статистике количество неграмотных сочинений, нелепых ответов по математике, химии, физике и т.д. вполне могло бы приблизиться к половине (от 50 до 65 процентов) случаев. Ибо стоит ли, в самом деле, отвечать на вопросы теста, не понимая его смысла, чем грешат около 48 процентов только что опрошенных десятиклассников.
     - Кто-то может подумать: это не про нас, не может быть, у нас так не бывает, - говорит доцент МГУ Милослав Балабан. - По существу впервые обществу предложен столь откровенно удручающий портрет молодежи, разительно не совпадающий с привычным представлением о ней и, в частности, со стереотипом "лучшей в мире школы". Это вызывает беспокойство вот какого рода: не посеют ли острые цифры некую сумятицу в умах, не всколыхнут ли новый для нас вид недуга - школофобию? Могут ведь сказать: мало того, что в классах плохо учат, да ведь еще и здоровье отнимают. В этом смысле, кстати, мы с американцами движемся хотя и навстречу друг другу, но в диаметрально противоположных направлениях. Они, обнаружив колоссальные пробелы в знаниях детей, усиленно наверстывают упущенное под лозунгом "Пока еще не поздно!". Мы же, наоборот, через признание, что наши дети непосильно перегружены, берем курс на облегчение программ, оздоровление ребят. И то, и другое чревато потерями. Но у нас есть существенное преимущество: в жесткой авторитарно-стрессовой системе требований и неисполнимых стандартов мы уже побывали. Результаты налицо. А вот вкуса мягкой, внимательной педагогики еще толком не попробовали. Но именно к такому повороту школьного сюжета и подталкивает предстоящая модернизация отрасли знаний. Потому что в пределе, по данным Института Гэллапа, школа во всем мире учит основам лишь от 9 до 11 процентов подопечных. Логика дальнейших требований и нажимов в свете этих цифр просто бессмысленна. Зато можно пойти навстречу детским интересам и потребностям - в общении, спорте, творчестве, полезном досуге. Тогда, может, и учение пойдет веселее?

Антон Зверев Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100