Магнитная буря бьет по метро

     К шокирующим выводам привели исследования санкт-петербургских ученых: работники метрополитена и его пассажиры подвергаются вредному воздействию сильных электромагнитных полей сверхнизкой частоты, в сотни раз превосходящих большие геомагнитные бури.
     Статистика нередко ставит в тупик. Вот и в Питере, составляя очередные статистические таблицы профессиональных заболеваний, неожиданно обнаружили, что среди машинистов поездов метро и мощных железнодорожных электровозов необъяснимо высокий процент ишемической болезни сердца. Да и у пассажиров нередки случаи внезапных сердечных приступов. С чего бы вдруг? Конечно, метрополитен - транспортное предприятие повышенной опасности, как записано в его правилах, но связывать это с самочувствием... Оказалось: связь непосредственная. Это было установлено, когда специалисты Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья, Санкт-петербургского филиала Института земного магнетизма РАН и Центра Госсанэпиднадзора метрополитена провели измерения на станциях и в поездах подземной дороги. Приборы показали: люди подвергаются здесь воздействию сильных электромагнитных полей ультранизких частот. Правда, не везде одинаково. Самый "пик" полей - в кабине машиниста, пассажирском салоне и у края платформы, где в основном располагаются пассажиры в ожидании поезда.
     - Оказалось, что магнитные поля в метро носят импульсный характер, - говорит один из участников исследований доктор физико-математических наук Юрий Копытенко, директор Санкт-петербургского филиала Института земного магнетизма. - Они возникают, когда поезда трогаются с места, резко набирая скорость, и когда так же резко тормозят. Таким образом, можно сказать, что люди получают периодические кратковременные магнитные удары по организму с частотой 7-9 герц. По данным физиологов, человеческий организм чувствителен к действию таких полей, поскольку ультранизкие частоты входят в область нормальной волновой активности мозга. Но как чувствителен, опасна ли такая частота и если опасна, то насколько? И вот тут еще одна неожиданность: оказалось, что ни у нас, ни за рубежом нет научно обоснованных предельно допустимых уровней магнитного поля. Выходит, преимущества и комфорт метрополитена не допускали и мысли о его каком-то вредном воздействии на здоровье. И мы сейчас не можем даже ответить на простой вопрос: насколько опасно сердечникам ездить под землей. Можем только утверждать, что "всплески" магнитного поля здесь в десятки и сотни раз больше тех, которые происходят во время больших геомагнитных бурь. Выводы, как говорится, делайте сами.
     Возможно, ответ на вышепоставленный вопрос может подсказать... история мореплавания. В ней зафиксировано несколько уникальных случаев, когда команда покидала полностью исправное судно и таинственным образом исчезала. Наиболее известна из таких "Летучих голландцев" шхуна "Мария Целеста". В декабре 1872 года она была обнаружена в 400 милях от Гибралтара плывущей под всеми парусами, но... без единого человека. Причем команда покинула корабль совсем недавно: в камбузе еще не остыл обед, на капитанском мостике лежал открытый судовой журнал, где капитан не успел закончить очередную запись. Все спасательные шлюпки оказались на месте. Впечатление было такое, что вся команда внезапно бросилась в море. Очевидно, так оно и было, поскольку ни одного человека со шхуны больше никогда не встречали ни в одном из портов мира.
     Но что заставило людей совершить массовое самоубийство? В гипотезах недостатка не было, причем самых фантастических, вроде того, что всех скушал гигантский морской змей, легенды о котором пошли, кажется, еще от первых финикийских мореходов. Самой вероятной гипотезой представляется такая: в морских глубинах внезапно образовалась акустическая волна сверхнизкой частоты около 6 герц. При определенных процессах в больших глубинах это вполне вероятно. А при такой частоте человек, как уверяют некоторые ученые, теряет рассудок: им овладевает панический ужас перед неведомой опасностью. Так что, спасаясь неизвестно от чего, команда "Марии Целесты" и бросилась в волны, где нашла свою гибель.
     - Гипотеза эта известна, но имеет ли она отношение к метрополитену, утверждать не берусь, - сказал Юрий Анатольевич. - Тем более что 7-9 герц не вызывают в работе мозга таких катастрофических нарушений, как более низкая частота. Но в любом случае при поездке в метро или в кабине мощного электровоза человек получает сильнейшие магнитные удары, которые, несомненно, действуют на сердечно-сосудистую систему, да и не только на нее. Очень большое количество стрессов у машинистов, приводящее к повышенной усталости, - результат тех же магнитных ударов при трогании с места и остановках. И главная задача сейчас - определить предельно допустимые нормы магнитного поля для человека, чтобы "подогнать" технику под их значения.
     Возникает естественный вопрос: к каким изменениям, каким мутациям в организме могут привести эти постоянные, изо дня в день магнитные удары? Ведь никакое длительное воздействие окружающей среды даром не проходит, внося определенные коррективы в работу генного аппарата.
     - Видите ли, эти техногенные электромагнитные воздействия на организм человека начались фактически с начала ХХ века, когда появились трамваи, а позднее метро, - сказал мой собеседник. - Так что еще небольшое количество поколений в больших городах испытали на себе удары магнитных полей. И говорить о каких-то мутациях пока рано. Возможно, мы носим в себе бомбу замедленного действия, которая когда-нибудь даст себя знать. А скорее всего, ничего, адаптируемся. Пока же могу дать один совет: если у вас проблемы с сердцем, если вы подвержены действию магнитных бурь, то в зависимости от самочувствия выбирайте транспорт для необходимых поездок - либо метро, либо автобус. Как говорится, во избежание.

Альберт ВАЛЕНТИНОВ Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100