Достоин доверия тот, кто доверяет сам

     Всеобщие человеческие ценности существуют во всем многообразии культурных форм, и их следует найти и выделить как ведущую силу всего развития и прогресса.

Иоанн Павел II.
Обращение к Папской академии социальных наук.
Рим, 2001 год.

     При всем многообразии народов и культур мы - единая семья людей с общей судьбой. Мы заявляем с самого начала, что выступаем в защиту индивидуальных свобод, требуем гарантий основных прав, а также признания и уважения равного достоинства любого человека. Это - провозглашенные еще в эпоху Просвещения ценности современного Запада, которые лежат в основе рыночной экономики, демократии и гражданского общества.
     Однако мы полагаем для себя необходимым отвергнуть, с одной стороны, безликий универсализм, гегемонистический контроль и монополистическое поведение, а с другой - слепую приверженность своему этносу, религиозную исключительность и культурную нетерпимость. При таком понимании и подходе самой фундаментальной и широко распространенной ценностью, лежащей в основе всех общих ценностей, становится гуманизм.
     Чтобы глубже понять значение гуманизма, следует начать с усвоения "золотого правила". Его можно сформулировать позитивно: "Поступайте с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами". Или негативно: "Не делайте другим того, чего не хотели бы получить сами". В любой из двух формулировок оно разделяется всеми великими этическими и религиозными традициями в качестве основного принципа зарождающейся универсальной этики, что было подтверждено Парламентом мировых религий в 1993 году.
     Научиться быть гуманным (или, буквально, вести себя так, как "свойственно человеку") - определяющая черта всего классического образования, восточного и западного. Взаимность - существенный элемент "золотого правила", руководящий принцип, представленный во всех духовных традициях. Однако, строго говоря, для настоящей взаимности требуется "золотое правило", изложенное негативно: "Не делайте другим того, чего не хотели бы получить сами".
     Но и в позитивной формулировке "золотое правило" вовсе не находится в конфликте с духом взаимности. Оно также не позволяет нам необдуманно навязывать свою веру, а лишь учит заботиться о других. Взаимоуважение, необходимое для настоящего диалога, позволяет нам привлекать других к партнерству. Таким образом, "золотое правило", изложенное в негативной форме, предусматривает творческое начало, а изложенное в позитивной - предотвращает от пассивного равнодушия по отношению к страданиям другого. В любом случае "золотое правило" содействует росту межличностного доверия.
     Доверие позволяет диалогу состояться, продолжаться и в конечном счете приносить плоды. Это суть подлинного общения. Без доверия мы мало что можем сделать. Однако доверие не должно быть слепым. Оно является сознательным выбором при вступлении в общение с другим. Это минимальное условие для преодоления психологии страха.
     Принцип доверия связан с идеей прав человека. Однако взаимность, которая возникает в общении, необходимым образом приводит к понятию ответственности человека. Ответственности, обращенной к себе, и ответственности в своем поведении, обращенной к другим - к обществу. Эти казалось бы очевидные мысли, которые входят в норму морали и этического поведения, нелегко находят понимание и признание. Автор с сожалением должен отметить, что в нашей книге тезис ответственности недостаточно обсужден.
     Это связано с тем, что в рамках западной цивилизации правам придается первостепенное значение. Я с этим столкнулся тогда, когда участвовал в двух группах экспертов, обсуждавших эту проблему. Первая группа возглавлялась замечательным итальянским ученым, лауреатом Нобелевской премии Ритой Леви-Монтальчини. Нами был написан интересный документ, который должен был быть положен в основу хартии ответственности человека, подобную хартии прав человека. Аналогичный документ, только подробно разработанный группой экспертов во главе с известным юристом Голдстоуном, был представлен в ЮНЕСКО с тем, чтобы его передали на рассмотрение в ООН. В то же время с подобной разработкой этой темы выступила авторитетная группа лиц, занимавших высшие государственные посты и которую возглавлял Гельмут Шмидт. Однако этим документам не был дан ход, поскольку это как бы ставило под сомнение примат прав человека, на чем особенно настаивали американцы.
     Интересно подчеркнуть, что представители Востока, в первую очередь китайцы, индусы, японцы, все подчеркивали примат долга и обязанностей человека, из чего уже следуют его права. В известном смысле русская соборная и православная традиция находится как бы между этими крайними позициями.
     Можно думать, что в этой морально-этической контраверзе выражены основное противоречие и разница в подходах Запада и Востока. Причем наиболее просвещенные и дальновидные деятели Европы с большим пониманием относятся к этим вопросам. Вопросам, которые все с большей остротой встают перед человечеством в эпоху крутых перемен и поворотов исторических путей развития.
     Пока мы не вырвемся из сплетенного нами же кокона недоверия и окажемся лицом к лицу с неизвестным, мы никогда не поднимемся над своими эгоизмом, семейственностью, узостью интересов и национальной исключительностью. Недоверие мешает любым межкультурным усилиям и тормозит рост мировой культуры. Доверие лежит в основе постоянно растущего сообщества и помогает видеть в другом цель, а не средство для достижения собственных целей.
     Доверие никогда не позволяет заглушить здоровый скептицизм или критический дух и отнестись враждебно или цинично к настоящему положению дел. Несмотря на напряженность и конфликты в мире, доверие предполагает готовность исследовать общие точки соприкосновения и использовать их вместе с теми, кто раньше воспринимался по привычке как другой. Поэтому доверие - это смелость вступать в совместные предприятия с незнакомцем, которому по традиции прикрепляется ярлык "врага".
     Доверие - это и уважение личности другого, и наша цель. Несмотря на то, что человек, испытывающий доверие, может иногда разочароваться и обмануться. Справедливо и достойно доверять честности другого. Это - начало настоящего диалога.
     Необходимость доверия и ответственности при любой деловой операции или контрактном соглашении очевидна, но еще важнее доверие в межличностном и межкультурном общении. Если ради защиты от коммерческой ошибки или при нарушении контракта можно обратиться в суд, то при отсутствии доверия исчезают все возможности общения между людьми и культурами.
     Таким образом, чувство справедливости, прав и ответственности может породить дух доверия. А доверяя, легко быть справедливым на деле. И самое главное - человек достоин доверия лишь тогда, когда доверяет сам.

Сергей Капица
профессор

     В основе публикуемых заметок - материалы интернационального проекта "Преодолевая барьеры: диалог между цивилизациями", выполненного под эгидой ООН. Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100