Не нытьем, а катаньем

     Столичный регион - идеальное место для занятий горными лыжами

МОСКВА

     О ТОМ, что на горных лыжах можно кататься, не выезжая из Москвы, знают, наверное, все, кто хоть раз об этом задумывался. Правда, из семи холмов, на которых расположилась столица, незастроенным остался лишь тот, что зовется Воробьевыми горами. Однако за восемь с половиной веков город существенно разросся, а поэтому гор и холмов стало больше за счет прирезания прилегающих территорий. В выходные дни на наших "равнинных" трассах царит не меньшее оживление, чем где-нибудь на Монблане.

Воробьевы горы

     На воспетых Герценом и почти век носивших название Ленинских горах на горных лыжах катаются уже более 60 лет. В этом заповедном месте сохранились даже древние подъемники, которые вполне мирно соседствуют как с современными их собратьями, так и с волшебным эскалатором, который уже много лет обещают пустить "в этом сезоне". К слову, в прошлом году на Воробьевых наконец-то заработал двухместный кресельный подъемник. На склонах есть несколько горнолыжных школ для детей и начинающих, можно также найти частного инструктора или присоединиться к стихийно собранной группе. Собираясь покататься, не забудьте про бугель - проката этого приспособления здесь нет, как, впрочем, нет и лыжного проката. Остальные блага - в ассортименте: машину есть где поставить, раздевалки, кафе, функционирует даже ресторан с видом на гору.
     Проезд: м. "Университет"

Нагорная

     Спортивный комплекс "Кант" является одним из самых обустроенных горнолыжных мест в столице. Небольшие склоны от пологого до более-менее крутого рассчитаны на уровень обучающихся и совершенствующихся, однако на безрыбье (отсутствие альтернативы) сюда приезжают и люди с хорошей техникой катания. В снежное время года работает 7 новых подъемников, детский рассчитан на малышей - медленно и безопасно. Приятно удивляет, что в "Канте" с каждым годом становится все лучше и лучше - обустраиваются дорожки и переходы, расширяется стоянка, открываются новые кафе (сейчас их три). Вдобавок тут есть довольно приличный прокат, который пока не работает из-за малого количества выпавшего снега (поэтому цены на аренду инвентаря не определены). В прошлом сезоне час катания на арендованных лыжах обходился в 100-200 рублей (плюс залог, равный стоимости взятого), абонемент на час катания стоил 100-200 рублей. Местные инструкторы возьмут в обучение вас или ваших детей, причем никаких наличных им платить не придется - все работает только через кассу - от 300 рублей с человека за полтора часа занятий. Есть в "Канте" и специальные трассы для различных видов фристайла и сноуборда.
     Проезд: м. "Нагорная", далее по указателям 5-10 минут пешком.

Крылатское

     Другое культовое место московских горнолыжников - Крылатские холмы. В течение всего сезона здесь проводится множество фестивалей экстремального спорта - в эти дни покататься нормально практически невозможно, - склон заполняют эти самые экстремальшики с многочисленными группами поддержки. Постоянная вражда лыжников и сноубордистов здесь познается на наглядных примерах. Катание осуществляется на 9 склонах длиной 150-200 метров. Подъемников всего 8, из них 3 - якорных и 5 - безопорных. Любителей зимних видов спорта "Крылатское" привлекает разнообразием трасс, неплохими подъемниками, красочными видами на Москву и возможностью найти неплохую компанию.
     В прокате можно взять неплохие лыжи за 100-300 рублей в час и под залог 300-500 долларов. По вечерам склоны освещаются до полуночи в выходные и до последних катающихся в будни.
     Проезд: м. "Крылатское", "Молодежная", 10-15 минут пешком. Выходить к ул. Крылатские холмы, или через станции метро "Сокол" или "Октябрьское поле", далее автобусом 691 или троллейбусом 19 до остановки "Крылатский мост".

Узкое

     Обычно три местных 200-метровых склона делят любители санок, дети и новички на лыжах. Есть три подъемника, один новый французский, но его включают редко. Народ обходится двумя обычными. Стоянка номинально есть, но небольшая и зимой ее никто не чистит, соответственно, чем больше снега, тем меньше мест. Буфета и туалета тоже не было. Цены относительно невысокие - для ориентира, в прошлом году один подъем стоил 5 рублей для детей и 10 - для взрослых. По выходным бывают небольшие 5-10- минутные очереди на подъемники. По вечерам включают освещение, но не всегда и не допоздна.
     Стоимость подъема на декабрь 2001 года: 10 рублей для взрослых, 5 рублей для детей или 150-200 рублей в час. Инфраструктура практически неразвитая, в прокате немного лыж, сноубордов и бугелей. Раздевалок, туалетов, кафе в округе нет, правда, есть прокат мангалов с дровами.
     М. "Ясенево", "Калужская": авт. 642, трол. 85 до остановки "Спортбаза Узкое"
     М. "Беляево": авт. 639 или 261, м "Юго-Западная" авт. 261

ПОДМОСКОВЬЕ

     КОНЕЧНО, Подмосковье не Кавказ, однако мест, где можно с удовольствием или без оного покататься на горных лыжах, вспомнить, как переставлять ноги и закладывать виражи или, наоборот, подготовиться к выходу на настоящие горы - множество.

Шуколово

     Легендарное место, с которого фактически начинались горные лыжи в Подмосковье. Милая и демократичная атмосфера до сих пор сохранилась в компаниях, обживших Шуколово. Есть спуски разной сложности - для новичков и довольно крутые для экспертов. Средняя протяженность склонов - 200 метров. Шуколово известно как "база Тягачева", в связи с этим связаны определенные трудности. В дни приезда "высоких" горнолыжников доступ простых смертных на склон ограничен. Цены на катание довольно демократичные - один подъем стоит в районе 15-20 рублей, абонементы на день около 1000 рублей. Всего подъемников - 13. Высокий статус гостей обязывает к высокому уровню сервиса - к услугам посетителей теплая раздевалка, прокат, освещение. Неподалеку есть теплое кафе, где можно недорого (100-200 рублей) пообедать.
     Проезд: с Савеловского вокзала на электричке до станции "Турист", далее пешком или на частнике, на машине - 40-й км по Дмитровскому шоссе, на переезде у ст. "Турист" налево, подняться в деревню Шуколово, проехать церковь, спуститься вниз на базу.

Волен

     Первое место, где снежные пушки начинают работать еще до наступления холодов, а заканчивают - после появления первой зелени. Место модное, безусловно, хорошо обустроенное, с богатой инфраструктурой, но, увы, не демократичное. 300-450-метровые склоны разной сложности с перепадом высот до 70 метров поддерживаются в течение всего сезона в идеальном состоянии, трассы ежедневно укатываются ратраками. Пользование подъемниками по карточкам - от 7,5 рубля (детские) до 15-25 рублей - взрослые. Всего подъемников 13 (7 безбугельных и 3 беби-лифта). В выходные обилие желающих приобщиться к спорту приводит к нешуточным очередям на подъемники. По отзывам посетителей, уровень сервиса в неподконтрольных "Волену" организациях - нестабильный, то есть могут без предупреждения и объяснения причин закрыть ларек, к которому стоит очередь желающих выпить кофе.

Степаново

     Горнолыжный центр "Степаново" входит в комплекс "Волен", но имеет собственные склоны и особенности. Во-первых, здесь потрясающие длинные спуски по километру каждый. Один склон (покруче) проложен по лесу, второй (более пологий) - на открытой местности. На обоих работают двухместные кресельные подъемники. Один подъем стоит 40-60 рублей. Абонементы продаются на 1, 3, 5, 10 и 20 подъемов. За снежным покровом здесь, как и в "Волене", следят хорошо - снег подсыпают пушками и укатывают ратраками. По понедельникам - санитарный день.
     Проезд: по Дмитровскому шоссе проехать три поста ГАИ (не считая МКАД), дер. Деденево и Турист, далее под указатель "Спортивный парк Волен" налево. После переезда речушки идет тройная развилка - "Волен" прямо, "Степаново" налево. От Яхромы около 20 минут на автобусе.

Сорочаны

     База в Курово была основана в прошлом веке горнолыжным клубом Московского геологоразведочного института. В начале нынешнего века она сильно преобразилась и получила второе название - "Сорочаны". Знатоки утверждают, что в честь кинопродюсера и инициатора преобразований Леонида Сорочана. Новая искусственная гора появилась по соседству с "Воленом", по другую сторону от Дмитровского шоссе. Всего спланировано 12 горнолыжных трасс с перепадами высот от 70 до 90 метров и протяженностью от 500 до 1000 метров. Весной прошлого года начала работать первая очередь развлекательного центра "Сорочаны", в декабре введена вторая. Пока нет натурального снега, в "Сорочанах" насыпаны пушками только два склона, на которых работают два подъемника: 4-кресельный и бугельный. Подъемники в этом сезоне будут работать круглосуточно, в будни тоже. Час катания стоит от 100 рублей днем в будни до 200 в ночь по субботам и воскресеньям. Минимальное время, на которое можно приобрести абонемент, - 3 часа.
     Сервис всеобъемлющ: магазины, прокат, кафе, раздевалка, гостиница.
     Проезд: с Савеловского вокзала до станции "Яхрома" и далее около 4 километров вправо, в сторону водокачки до деревни Курово. Справа по ходу поезда - автобусная остановка, ехать до Курово.

Лоза

     Хорошо обработанные склоны и трассы в лесу более-менее свободны в будни, и многолюдны по выходным. Опытным лыжникам здесь скучновато, потому что склоны пологие. Начинающие могут попробовать силы на взятом в прокат, но вполне приличном снаряжении. В дополнение к этому можно взять уроки у опытных инструкторов. На склоне работает десяток подъемников, один из которых - специально для детей (в замедленном темпе). Перекусить можно в кафе или прямо на природе - в прокате, кроме лыж есть еще и мангалы. Цены умеренные - лыжи 300-600 рублей в час, бугель - 80 в будни и 150 в выходные, мангал с дровами - 150. Помощь инструктора на склоне обойдется в 300 рублей на человека в час. Оставить машину на платной стоянке - 50 рублей независимо от времени.
     Проезд: Ярославское шоссе, до развязки на Сергиев Посад, свернуть направо после указателя "Лоза" и проехать около 1 км. На перекрестке около электроподстанции повернуть направо и проехать 1,5 км. После въезда в лес справа через 300 м - стоянка.

Парамоново

     Здешние горы привлекают красивыми видами и неплохим состоянием склонов - в бесснежную погоду проплешины засыпают вручную ничуть не хуже снежных пушек. Склоны протяженностью около 300 метров здесь тоже не очень крутые, но не скучные даже для хорошо катающихся. Подъемники работают до глубокой ночи и без выходных. В будни, естественно, поспокойнее. К трассе ведет весьма приличная дорога, на месте есть охраняемая стоянка, раздевалка, кафе и прочий общепит. "Фишка" прошлого сезона - кафе прямо на склоне. Практикуются и стихийные стоянки с шашлыками где-то неподалеку от склона. Стоимость абонемента на день - около 500 рублей.
     Проезд: с Савеловского вокзала до станции "Турист", от станции автобусом до Парамоново. На машине - 40-й км по Дмитровскому шоссе до станции "Турист", налево через переезд, первый поворот направо, далее ориентир: телефонная вышка слева, Парамоново справа.

Красногорск

     Близость к Москве и наличие всевозможного общественного транспорта, везущего до электрички или до самой столицы, - несомненный плюс Красногорских гор. Ратраком готовится три склона метров по 200 каждый, на них - по одному подъемнику. Два склона довольно пологие - для детей и начинающих. На одном работает специальный детский подъемник и проходят тренировки детской спортшколы. Оптимально кататься по будням - в выходные народу многовато. Освещение работает до 20.00 по выходным и до 21.00 по вторникам и четвергам. В остальные дни до окончания тренировок детей из спортшколы. Совсем рядом есть небольшая недорогая кафешка. Работает небольшой, но вполне приличный и недорогой прокат.
     Проезд: Волоколамское шоссе, 7-й км МКАД, дер. Чернева. От м. "Тушинская" - авт. 542 или маршрутка до остановки "Улица Карбышева".

Ромашково

     Поселок и горнолыжный центр известен тем, что сюда вечно опаздывает паровозик из мультика. Горнолыжников сказочное место привлекает близостью к Москве и возможностью найти склон по своему вкусу - и покруче, и попроще, поположе. Протяженность склонов около 200 метров. Подъемников 5, стоимость абонемента - 100 рублей в день. Не стоит строго относиться к уровню сервиса - его наличие уже можно считать праздником.
     Проезд: 3 км от МКАД, заезд через техцентр "Кунцево", поворот направо с дороги на Немчиновку. Или с Белорусского вокзала на электричке до пл. "Ромашково".

Ильинское

     С советских времен здесь мало что изменилось - качество старинных подъемников оставляет желать лучшего, но зато вполне доступно и демократично. Снежных пушек нет, поэтому придираться к качеству склонов бессмысленно. При наличии натурального снега по склону бродят мужички, засыпающие оголившиеся кочки вручную. На склоне длиной около 300 метров работает 6 бугельных подъемников. Цены от 100-200 рублей за час катания. Приветствуется взятие местных бугелей напрокат, так как система старинная и с современными как-то конфликтует. В нижней части склон больше подходит детишкам и начинающим. На базе есть теплая раздевалка, небольшой прокат лыж и бугелей, также местечко, где можно попить горячий чай с плюшками. Охраняемой стоянки поблизости нет, но можно договориться загнать машину во двор к кому-нибудь из местных жителей. Рублей за 50-60 присмотр машине обеспечен.
     Проезд: Дмитровское шоссе до указателя на дер. Ильинское или до станции "Яхрома".

Подрезково

     Место, популярное у продвинутых горнолыжников, привлекает близостью к Москве и недорогими подъемниками. Склоны метров по 200, бугристые, а это одновременно и плюс, и минус - можно потренироваться перед выходом на настоящие, большие горы, но в малоснежную погоду бугры "лысеют" и земля с травой царапает лыжи. Здесь также есть склоны разной сложности и крутизны. Из недостатков стоит отметить отсутствие ратраков и снежных пушек, правда, есть прокат лыж (среднего качества) и бугелей. Залог за бугель - около 500 рублей, подъемник - 100-150 рублей в день, в зависимости от времени катания и дня недели.
     Проезд: Ленинградское шоссе, 15 км от МКАД по Ленинградскому или 15 по Новосходненскому шоссе. Ориентир - станция "Подрезково", до которой можно добраться и своим ходом с Ленинградского вокзала.

Удовольствие стоит денег

     Подбор горнолыжного снаряжения стоит доверить профессионалам. О том, как выбирать горнолыжное снаряжение, "РГ" рассказал инструктор по горным лыжам Павел Крылов.
     У большинства взрослых людей, встающих на лыжи, первый опыт связан с катанием на лыжах, взятых в прокате где-нибудь на курорте. Первые собственные лыжи должны отвечать уровню подготовки лыжника, поэтому начинающим не стоить клевать на рекламные крючки и покупать самое дорогое и современное. Лыжи должны иметь самую простую геометрию, и только освоив их, можно пробовать технологические новшества, такие как карвинговые лыжи или лыжи для фрирайда - катания по заснеженным неукатанным склонам.
     Все лыжи подбираются по росту и весу лыжника, но обязательно с учетом уровня катания и мест, где предполагается кататься. Ботинки и крепления также подбираются в соответствии с уровнем подготовки. Не гонитесь за суперновинками, они предназначены для спортсменов, гоняющихся на больших скоростях, и не годятся для новичков, слишком жесткие.
     Все производители лыжных ботинок предлагают модели для новичков, экспертов и спортсменов, а также специальные женские модели, спроектированные в соответствии с особенностями строения женской ноги. При выборе ботинок советую померить несколько пар, чтобы в них было комфортно. От того, насколько вам удобно в ботинках, будет зависеть не только удовольствие от катания, но и скорость освоения горнолыжной техники. А вот палки можно брать любые, какие понравятся.
     Минимальный комплект горнолыжного снаряжения обойдется в 9-10 тысяч рублей. К этому необходимо добавить комбинезон или костюм (от 2 тысяч), перчатки и очки.
     И напоследок совет: если вы планируете поездку на горнолыжный курорт, то стоит определиться с моделями и марками дома, а саму покупку отложить. В Турции или Словении вы вряд ли сможете поговорить с продавцами по-русски, зато те же самые лыжи будут стоить в полтора-два раза дешевле.

Эльмира Аширова Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100