Путин будет на высоте при любой погоде

На новом флагманском авиалайнере для российского Президента не понадобятся ни парашют, ни катапульта

     На Воронежском авиационном заводе завершается строительство нового президентского самолета Ил-96-300. Будущий "борт N 1" мало кто еще видел. Однако слухов и домыслов - от нелепых до откровенно дилетантских - роится уже предостаточно. Чтобы развеять их, корреспондент "РГ" взял эксклюзивное интервью у генерального директора Государственной транспортной компании "Россия" Николая Шипиля.

Тайны "борта N1"

     - Николай Владимирович, новая машина будет сильно отличаться от Ил-96-300, на котором сейчас летает Владимир Путин?

     - Да. Ильюшинцы внедрили в строящийся самолет все технические новинки, которые появились за последние годы. По своим летно-техническим характеристикам он будет соответствовать всем требованиям ИКАО. То есть сможет взлетать и садиться практически даже при очень плохой погоде. Двигатели наши, пермские - ПС-90А. А вот авионика частично российская, частично зарубежная. Могу сказать так: самолет должен получиться надежный и очень комфортный.

     - Прежде всего, конечно, для главного пассажира?

     - Безусловно. Скажем, на новом лайнере будет встроенный нижний трап. Сбоку. Как на Боинге-747 американского президента. Это очень удобно. Ведь не требуется ни специальный передвижной большой трап, ни специальное аэропортовое оборудование. Единственное, что нужно будет Президенту - спуститься с верхней палубы на нижнюю.

     - По эскалатору?

     - По лестнице.

     - Но говорят, что нынешний Ил-96-300, а он достался Владимиру Владимировичу в "наследство" от первого президента России, это тоже настоящее техническое чудо?

     - Я бы не сказал. Это нормальный самолет, но только не традиционный пассажирский, а самолет-салон. Вообще о нем написано много разных небылиц. Якобы там две спальни, две душевых комнаты. И вообще он даже двухэтажный. Так вот: как любой авиалайнер, он просто состоит из двух палуб. Внизу - багажно-грузовые отсеки, наверху - пассажирские. Есть спальня - одна. Душ тоже один. Стандартные атрибуты. Имеется "конференц-отсек", где глава государства проводит совещания. Да, на борту по-прежнему расположен кабинет реанимации. Он был сделан по требованию врачей: мы все прекрасно помним, каким было состояние Бориса Николаевича.

     - А вы можете рассказать, какая будет компоновка у нового самолета? Вот, допустим, пилотская кабина. Дальше что идет?

     - Отсек для отдыха пилотов. Рабочий кабинет и спальня Президента, ванна и туалет. Имеется и настоящий конференц-зал, где Президент будет проводить рабочие совещания. Человек на двенадцать. Есть помещение для сопровождающих Президента официальных лиц, полностью оборудованное для нормальной работы во время полетов.

     - Вдоль борта, наверное, диваны для отдыха?

     - Никаких диванов - обычные кресла. Хочу подчеркнуть: это не просто авиалайнер, а летающий пункт управления руководителя ядерной державы. Отсюда и компоновка. На борту также разместятся охрана и обслуживающий персонал, для которых предусмотрены кресла для отдыха, кухня и туалеты. Как на обычном самолете. Короче, функционально все продумано до мелочей.

     - А правда, что, как утверждают некоторые газеты, на строящемся "борту N 1" даже три бара?

     - Не то что трех, но и половины бара на самолете нет. О каких барах на президентском борту может идти речь?! На этом самолете совершаются не развлекательные, а рабочие полеты первого лица государства. Говорю совершенно официально. Естественно, есть кухня. Однако она даже меньше, чем в обычном варианте. Потому что это не рейсовый самолет. К тому же нет задачи устраивать на борту какие-то приемы. Кухня лишь для того, чтобы быстро приготовить Президенту и сопровождающим его лицам завтрак, обед или ужин.

     - Ил-96-300 предназначается для многочасовых перелетов. Но Владимир Владимирович, как известно, человек спортивный. Для разминки на борту не будет тренажерного отсека?

     - Разумеется, нет. Лайнер летит на высоте 10-11 тысяч метров, скорость - около 900 км в час. Какие тренажеры могут быть в таких условиях? Это категорически запрещено врачами. Единственное, что можно делать - легкую разминку. В кресле или стоя. Никаких силовых упражнений и бегущих дорожек.

     - А как же рассказы о том, что у какого-то эмира даже бассейн и мини-пляж имеются на борту самолета?

     - Да все это ерунда. Как вы представляете, что будет с этой водой при взлете и посадке лайнера, которые выполняются под углом 15 градусов, а иногда и больше? Проверьте это с емкостью воды дома, если вам не жалко ковров и паркета. Вот так рождаются мифы.

     - Где-то прочитала, что, извините, один унитаз на борту нового президентского лайнера стоит чуть ли не 75 тысяч долларов?

     - Тоже чушь. На самолете стоит в основном стандартное штатное оборудование, в том числе кухня, унитазы и т.д. Есть официальные цены. Поверьте, они вполне разумные.

Интерьер от павловопосадских мастеров

     - Кстати, о материалах. Какие используются для интерьера нового президентского борта?

     - Отделкой салона занимается английская фирма Diamonite Aircraft Furnishings Ltd, которая выиграла тендер. Много натурального дерева, златоустовского металла. Но есть и синтетика, выполненная по самым современным технологиям. К примеру, композиты, напоминающие пчелиные соты. Здесь и прочность, и надежность, и экологичность. Наши зарубежные коллеги используют очень много российских материалов в сочетании со своим ноу-хау. Могу сказать, что стены салона будут украшать шелковые гобелены на исторические сюжеты, выполненные мастерами из Павловского Посада. Это уникальная техника исполнения. По словам англичан, они даже не предполагали, что в России есть подобные вещи.

     - И сколько же стоит вся эта красота?

     - Финансовые подробности - у Росавиакосмоса, заказчика этого самолета. Мы же, эксплуатанты, лишь контролируем качество и график строительства. Однако знаю, что по контракту цена интерьера не должна превышать 15 миллионов долларов. Таково было условие тендера. И это раза в четыре дешевле, чем отделка самолета первого российского президента.

     Из досье "РГ"
     В бюджете РФ на 2002 год была заложена особая статья: "Строительство спецсамолета - 816,2 млн. руб."

     - Интересно, а Президент высказывал свои пожелания по интерьеру?

     - Конечно. Мы их учли. Они касались в основном цветовой гаммы - Владимир Владимирович предпочитает спокойные тона. И чтобы обстановка в целом была привычной, как в кремлевском рабочем кабинете.

     - Известно, что строящийся Ил-96-300 был заложен еще в 93-м году, одновременно с тем, который летает сейчас. Но деньги нашлись лишь на один, "ельцинский". А второй почти на семь лет оказался "замороженным". Но опять-таки, как читаешь в некоторых газетах, якобы на нем даже успели швейцарскую отделку сделать, которую сейчас ободрали. К чему такая расточительность?

     - Увы, это тоже очередная газетная "утка". Никакой швейцарской отделки не было и в помине. Самолет Бориса Николаевича почти год находился в Базеле, где его почему-то "доводили до ума". А второй никогда и никуда из России не улетал. Все делалось и делается здесь. И, повторю еще раз, максимально из российских материалов и руками российских рабочих.

     - К слову, а окраска нового самолета где будет производиться? Ведь старый Ил-96-300 красили в Голландии.

     - В Ульяновске.

     - Николай Владимирович, вы часто бываете на Воронежском авиазаводе?

     - Часто.

     - Там действительно возведена высокая бетонная стена, окружающая президентский лайнер, как сообщают некоторые газетчики? Говорят, туда даже муха не пролетит.

     - Это смешно. Самолет стоит в обычном заводском ангаре. Рядом с другими машинами, которые там строятся. У него высота, если брать от киля, почти 18 метров. Примерно пяти-шестиэтажный дом. Ну каким забором его закроешь? Да, специальная зона есть - временная таможенная, поскольку некоторые материалы и комплектующие интерьера поставляются из Англии. Но она огорожена обычными пластиковыми перегородками, как в любом офисе. Рабочие, которые занимаются самолетом, имеют стандартные пропуска. Никаких спецпропусков нет.

     - И когда построят новую машину?

     - Примерно к сентябрю. А должны были мы получить самолет намного раньше. К сожалению, наша авиационная промышленность находится далеко не в лучшем состоянии. Чтобы ее возродить или хотя бы привести к более-менее надлежащему уровню, нужно активнее выполнять все решения, которые приняты Президентом и Правительством России в последнее время. Пока же удалось только приостановить спад, имевший место в авиапроме в предыдущие годы.

Кто дублер в небе?

     - Говорят, что в самолете американского президента есть спасательная капсула, с помощью которой в случае необходимости он может эвакуироваться из самолета. У нас что-то подобное имеется?

     - Скажу честно, для меня спасательная капсула - что-то вроде НЛО. Есть они или нет?.. Вопрос не ко мне, а к Федеральной службе охраны. Мы задание на разработку подобной капсулы не давали и не могли дать. Это не наша функция. Наша функция - перевозить и обеспечить авиационную безопасность полетов.

     - На каких лайнерах еще летает Президент России?

     - Всего авиапарк ГТК "Россия" насчитывает 41 машину. Но "президентский" состоит из одиннадцати воздушных судов. Каких? Пока Ил-96-300 в единственном экземпляре. По две машины Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, а также два вертолета Ми-8. Мы придерживаемся общемировой практики: один самолет - основной, один - резервный. Выбор типа воздушного судна зависит от характера поездки, условий аэропорта, дальности полета.

     - А какой самолет выступает сейчас "дублером" у Ил-96-300?

     - Ил-62.

     - Но мне известно, что ваша авиакомпания не так давно получила два новых самолета Ту-214. Президент на них еще не летал?

     - Он и не мог летать, поскольку Ту-214 еще не допущен для перевозки первых лиц государства. Хочу сказать, что в ближайшее время к нам должны поступить еще два новых Ту: один - до конца нынешнего года, а еще один - в будущем. Приходят и четыре новых вертолета Ми-8МТ. Модернизированные, гораздо мощнее прежних, с четырехкратным резервированием.

     - У вас только отечественная авиатехника в парке. Это принципиальный подход?

     - Мы очень надеемся на нашу авиационную промышленность. В конце концов она должна доказать, что не все потеряно. Хватит уже только выходить на улицу с плакатами, когда какая-то российская авиакомпания отдает предпочтение зарубежным самолетам, поскольку отечественные заводы предлагают единичные экземпляры и не всегда должного качества. Покажите, что вы тоже можете выпускать продукцию на уровне современных требований, и никаких сомнений не будет.

     - А почему ГТК "Россия" напрямую не заказывает самолеты, которые нужны для перевозки Президента, премьера и т.д.?

     - Я уже говорил: мы не заказчики, мы - эксплуатанты. Но сегодня уже ясно, что заказ специальной техники должен проходить непосредственно через Управление делами Президента. То есть той структуры, которая знает, какой именно самолет нужен. В будущем это будет именно так.

     - Понятно, что полеты первых лиц требуют обеспечения повышенной безопасности. В связи с последними терактами какие-то дополнительные меры принимаются?

     - Принимаются, и самые жесткие.

     - А случаются ли нештатные ситуации?

     - Не скрою: боюсь отвечать на такие вопросы. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы даже близко подобные вопросы не возникали.

     Из досье "РГ"
     В 1972 году при вылете из Внуково-2 в Киев президента США Ричарда Никсона на Ил-62 не запустился двигатель. Резервный самолет тоже подали не сразу. В феврале 1999 года президентский самолет при заруливании на стоянку задел хвостовую часть лайнера премьер-министра Италии. И в том, и в другом случае руководителям "правительственного" авиаотряда пришлось уйти в отставку.

Шеф-пилоты главного пассажира

     - Расскажите, пожалуйста, о тех, кто будет возить Президента на новом самолете. У него есть свой шеф-пилот?

     - Как такового шеф-пилота сейчас нет. Много лет был один экипаж. А теперь мы подготовили несколько экипажей, которые в случае необходимости могут выполнить соответствующие полеты. Но вот возглавляют их, как правило, два наших опытнейших командира - заслуженные пилоты РФ Сергей Евгеньевич Анциферов и Григорий Николаевич Белодед.

     - А бригада бортпроводников тоже постоянная?

     - Есть два старших бортпроводника, которые летают всегда. А вообще бригад несколько, и они меняются.

     - Они летают только с Президентом или обслуживают и пассажиров рейсовых самолетов?

     - Командиры Анциферов и Белодед летают только с Президентом. А вот другие пилоты и бортпроводники работают и на обычных рейсах. Так что если вдруг воспользуетесь самолетами ГТК "Россия", то не исключено, что вас встретит на борту экипаж и стюардессы, которые еще вчера обслуживали Президента или премьера.

     Из досье "РГ"
     Сергей Анциферов управляет "бортом N1" не один год. Он один из подопечных заслуженного летчика-испытателя Виктора Галкина, который на Воронежском авиазаводе "обкатывал" нынешний президентский лайнер и должен поднять в небо новый Ил-96-300. Есть ли у Путина любимая стюардесса - неизвестно. А вот Бориса Ельцина всегда встречала на трапе Галина Лахтина. Без нее он, как правило, никуда не вылетал.

     - А зачем нужно правительственной авиакомпании выполнять еще и обычные пассажирские рейсы? Зарабатываете деньги?

     - Самое главное для нас - это обеспечить безопасность полетов за счет поддержания профессиональной подготовки экипажей. А она достигается только налетом как можно большего количества часов. Конечно, на земле есть тренажеры. Но одно дело имитация полета, и совсем другое - действия пилотов в реальных условиях. Призванные выполнять сверхответственные полеты с первыми лицами государства, они обязаны летать, отрабатывая филигранную технику пилотирования, а не ждать, когда придется совершить литерный рейс.
     Однако еще три года назад налет в компании был более чем низкий. Что такое, к примеру, 15 часов на самолете Ил-62? Или 18 часов на Ту-154? Или четыре часа на вертолете Ми-8?.. Поэтому коммерческие рейсы - элементарная необходимость. И по сравнению с 99-м годом налет экипажей вырос в два-три раза. Теперь этот показатель на уровне ведущих российских авиакомпаний. Пока у нас нет пассажирского Ил-96-300, мы заключили соглашение с Аэрофлотом, чтобы наши пилоты могли летать на их машинах этого типа.
     Деньги, разумеется, тоже не последнее дело. Ведь можно и на пустом лайнере для тренировки слетать, к примеру, в Париж. Но зачем же бездумно тратить бюджетные средства?

     - Кто кроме Президента летает на спецсамолетах?

     - Премьер, министр иностранных дел, председатели Госдумы и Совета Федерации, глава Совета безопасности, генеральный прокурор. Но на флагманском Ил-96-300 летает только Президент.

     - И даже премьер не может им воспользоваться?

     - Как я уже сказал, "борт N 1" предназначен только для Президента Российской Федерации, так как это пункт управления нашей страной.

Наталия Ячменникова

Салон Ельцина по эскизам Глазунова персоны

     Президент СССР Михаил Горбачев летал на самолете Ил-62. Состоял этот борт из трех частей.
     Президентские апартаменты были весьма скромные: диван-кровать, кресло, столик, туалет. В просторном "конференц-зале" полукругом стояли мягкие кресла, диваны вдоль иллюминаторов, столы, телевизор. Помещение для сопровождающих лиц ничем не отличалось от обычного пассажирского салона. Пол везде был устлан толстыми коврами.
     Борис Ельцин, став российским Президентом, какое-то время тоже летал на этом лайнере. Но потом пересел на новый Ил-96-300. Строился этот самолет три года. Внутреннюю отделку заказали швейцарским специалистам в Базеле. Эскизы делал сын художника Ильи Глазунова - Иван. Как говорят, интерьер получился просто изумительным.
     По сведениям из некоторых источников, обошлась та машина казне почти в 300 миллионов "зеленых". Но для сравнения: "Боинг-747" президента США стоил 470 миллионов долларов.

     Кстати
     Есть неофициальная статистика: Президент Михаил Горбачев совершил 42 зарубежных визита, Президент Борис Ельцин - около 70 (с учетом стран СНГ). Но частота международных полетов нынешнего Президента в 4 - 5 раз больше, чем у его предшественника.

Буш летает в капсуле?

     Семь последних американских президентов - от Ричарда Никсона до Джорджа Буша-младшего - долгое время летали на "Боинге-747", который поступил на службу в 1972 году. Теперь его место занял "Боинг-747-200".
     Бело-голубой президентский авиалайнер имеет позывной "ВВС-1" и представляет собой уникальный "летающий Белый дом". Он был построен во времена Билла Клинтона и стоил американским налогоплательщикам 1,35 млрд. долларов. Его полезная площадь - 360 кв. метров. Он буквально напичкан электроникой и специальным оборудованием. Как говорят, основная и особо засекреченная электроника находится в "горбу" "Боинга": там, где у обычных лайнеров размещен мини-салон для пассажиров или бар.
     Бортовая аппаратура обеспечивает американскому президенту круглосуточную устойчивую связь с любой точкой земного шара как в режиме обычного, так и зашифрованного сигнала. В распоряжении главы государства несколько десятков телевизоров и почти сотня телефонов, включая спутниковые, которые имеют высшую степень защиты и неограниченную дальность. Кстати, в отличие от обычного "Боинга" президентский лайнер оснащен усиленной электропроводкой общей протяженностью 380 км. Утверждают, что все электрические провода защищены так, что должны выдержать удар электромагнитного импульса в случае взрыва атомной или водородной бомбы.
     Еще одна особенность "Боинга-747-200" - система дозаправки в воздухе. То есть если надо, он может оставаться в воздухе неделю и больше. Весит президентский лайнер 400 тонн, и право пилотировать его получают лишь летчики с налетом не менее двух тысяч часов.
     По словам зарубежных экспертов, самолет Джорджа Буша считается военным объектом, обслуживается 89-й президентской авиагруппой ВВС США на авиабазе "Эндрюс" под Вашингтоном, и каждый его полет приравнен к военной операции. К тому же на борту "летающего Белого дома" есть несколько сверхсекретных боевых устройств, обеспечивающих защиту президентского лайнера. В том числе и от ракетного нападения.
     Утверждают и другое: в отличие от самолета российского Президента на "Боинге" есть капсула, которая в случае опасности может катапультировать главу американского государства. Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100