Пограничная стража

     В Москве прошли гастроли легендарной британской группы "Джетро Талл"

     НА ВЫХОДНЫХ в московском ДК им. Горбунова гостила группа "Джетро Талл" - одно из самых удивительных музыкальных образований из сокровищницы "ревущих 60-х". Два концерта группы - современницы The Beatles вызвали небывалый ажиотаж: билеты на оба концерта были раскуплены задолго до минувшего уик-энда. Солист группы Ян Андерсон, давно высказывавший желание посетить с концертами Россию, был немало удивлен восторженным приемом, который ему оказала российская столица: зал был заполнен до краев. Из партера знаменитой "Горбушки" даже вынесли ряды стульев, чтобы уместить побольше зрителей.
     В музыкальных энциклопедиях Англии и Америки в статьях "Джетро Талл" самое часто употребляемое прилагательное - outstanding, нечто необыкновенное, выбивающееся из общего ряда. Это вполне объяснимо: "Джетро Талл" привлекает к себе внимание непосвященных нетипичной для рок-группы раскладкой инструментов: лидер группы вместо традиционной электро- или акустической гитары играет на флейте. Точнее, на флейтах - только в его походном арсенале (не говоря о домашней коллекции) не менее десятка разных флейт и дудочек.
     Строго говоря, на сцене - всегда два Яна Андерсона: один играет на флейте, другой поет. Тот, что играет - постоянно изобретает новые фиоритуры и заливается тонкоголосым соловьем. Поющий будто и не поет даже, а разговаривает негромким голосом пророка, даже если повествует о каких-то будничных или смешных вещах. Иногда они звучат вместе - кажется, именно Андерсон научил флейтистов в рок-группах своеобразному "бутылочному" звуку: для воспроизведения этого эффекта нужно пропевать "во флейту" голосом те ноты, которые твои пальцы извлекают в этот момент из инструмента.
     У "Джетро Талл" есть песня "Это не рок-н-ролл" (зал, к удовольствию коллектива, пел ее с группой хором). Ее название, быть может, лучше всего подходит к описанию стиля, который исповедует этот коллектив - не рок-н-ролл. Причем это касается всего - от жизни в быту до звука на записях и драматургии шоу. Из разного рода мемуаров известно, что группа "Джетро Талл" в свое время была закадычным другом таких знаковых рок-групп, как Led Zeppelin и Doors. Однако при этом всегда вели себя обратно стандарту "жить быстро, умереть молодым": утихомиривали алкогольно-наркотические буйства в отелях, где случалось встречаться с неумеренными коллегами, не пили ничего крепче эля и не изменяли своим половинам после вступления в брак. В музыке этот водораздел проходил не менее ярко - любой школьник, прилежно посещающий обычные школьные уроки музыки, сказал бы вам после московского концерта, что произведения Андерсона по форме не "рок-н-ролльные", а классические: изобилуют большими инструментальными фрагментами, ритмическими смещениями. Это вполне объяснимо - у большинства членов группы (в том числе и у лидера, который является автором всего ее репертуара) есть классическое музыкальное образование. "Джетро Талл" - своего рода послы рок-н-ролла на территориях кельского фолка, блюза, а также стилей "арт-рок" и "нью-эйдж". Тем, кто на прошедших концертах слышал коллектив впервые, в некоторых местах могли припомниться композиции патриархов арт-рока из группы Yes или опусы их бывшего участника Рика Уэйкмана (оба приезжали в нашу страну в прошлом году). Странно, но факт - Андерсон умеет те же синтезаторно-гитарные пассажи вывернуть таким образом, чтобы они звучали живо и интересно, а не сухо и анахронично.
     ...Андерсон выпрыгнул на сцену и, подобно индуистскому Шиве, стал выводить трели, стоя на одной ноге, как будто бы пытался напомнить зрителям эмблему группы, которой были снабжены афиши. Но при этом совершенно не озаботился соответствием программы названию турне (концерт назывался Living in the Past, то есть "Жизнь в прошлом"), и слава богу. Исполнив для порядка несколько узнаваемых хитов с альбомов разных лет, Андерсон заиграл вещи, которым могли подпевать лишь знающие его поклонники, в том числе и с дисков последнего времени. Вообще концерт "Джетро Талл" - это зрелище для подготовленного слушателя: чтобы в полной мере радоваться звучащим на сцене раритетам, необходимо проборонить свое восприятие предварительным прослушиванием записей группы и озаботиться культивацией внутри своего музыкального чувства ростка привязанности к их песням. И если такового не возникает - воздержаться от визита на их шоу, чтобы не испортить себе впечатления; сложной музыке - сложные пути: "Джетро Талл" - это вам не Пол Маккартни. Хотя веселый фолковый номер Boris Dancing (посвященный, кстати, первому Президенту России), а также суперхит Aqualung (исполненный на бис) московская публика встретила громовыми овациями.
     Говоря о любой приезжающей к нам рок-легенде, приходится задумываться: а не стригут ли постаревшие музыканты вкупе с антрепренерами купоны, хитами прошлых лет выжимая слезы по чьей-то безвозвратно минувшей молодости? Глядя на "Джетро Талл", отмечаешь почти пугающий факт: они, как писал великий Джон Толкиен про хоббита Бильбо, не то чтобы хорошо сохранились - они просто ничуть не изменились. Ян Андерсон в свои 56 лет не нарочно скачет по сцене мячиком - просто не видит тому никаких препятствий, как не видел их в свои былые 20. Почти сорок лет эти люди играют музыку, которая магическим образом не затягивается патиной ностальгии, плесенью косноязычия и паутиной искусственности. Нет, это точно не рок-н-ролл.

Алексей Крижевский Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100