Новости

29.07.2008 04:10
Рубрика: Власть

Муниципальный отказ

Губернатор Сергей Вахруков потребовал от местных властей сократить число чиновников и умерить их аппетиты

Перед муниципалитетами встал ряд сложных и срочных задач. Так оценил нынешнюю ситуацию губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, выступая на четвертом съезде муниципальных образований региона. Одной из важнейших целей он видит уменьшение числа поселений, но решающее слово по закону остается за их жителями.

Новизна нынешнего момента, судя по жестким заявлениям губернатора, в том, что развитие муниципальных образований отныне должно увязываться с новыми программными документами областной власти. Сергей Вахруков напомнил, что завершена разработка основных положений социально-экономического развития, принята схема территориального планирования региона. Областные власти сверстали весьма амбициозные планы. В их числе - вхождение в десятку лучших регионов России по уровню жизни, стабилизация численности населения и становление региона как транспортно- логистического центра ЦФО.

Итоги двух с половиной лет работы муниципалитетов в условиях действия известного 131-го федерального закона о реформе местного самоуправления явно не вдохновляют областное начальство. "Качество предоставляемых населению услуг не улучшилось, а число чиновников с 2006 по 2008 год выросло на 500 человек, - сообщил Сергей Вахруков. - Дотации муниципалитетам выросли со 162 до 212 миллионов рублей. За первое полугодие 2008 года администрации поселений дополнительно изъяли на свое содержание 140 миллионов рублей в ущерб другим статьям расходов". По сведениям главы региона, сейчас в ряде поселений 80 процентов всех бюджетных денег тратится на содержание аппарата: "И чем выше уровень дотационности муниципалитета, тем быстрее растут зарплаты чиновников". В одном из поселений Переславского муниципального района численность аппарата составляет 30 человек, а зарплаты руководства зашкаливают за 40 тысяч рублей в месяц. Но вот мобилизовать собственные резервы главы муниципалитетов не торопятся. По мнению губернатора, многие из них "лучше напишут письмо в правительство области с просьбой о выделении средств, чем займутся пополнением своей казны".

В этих условиях областная власть призвала к здравомыслию, предложив оптимизировать число чиновников и объединить мелкие поселения. Реакция собравшихся 107 глав муниципальных образований была, как говорится, неоднозначной. Что и говорить, сокращать самих себя никто не будет с восторгом. Да и без восторга. Высказывались предложения об увязке числа чиновников с количеством функций. А глава Некрасовского муниципального района Николай Золотников обратил внимание на одно из многих недоразумений 131-го закона - обилие полномочий, которые дублируются разными уровнями власти. Его идея заключения соглашений для четкого разграничения функций стала примером конструктивного отношения к обсуждаемым проблемам.

Промежуточным итогом "разбора полетов" на съезде стали несколько выводов, говорящих о готовящемся ужесточении курса в отношении муниципалитетов. Подобные корректировки намечаются и в других регионах. Если укрупнение территорий можно осуществить только через референдумы, то бурному росту зарплат губернатор обещал положить конец уже осенью, при принятии трехлетнего бюджета области. "Это полномочия государственной власти", - подчеркнул он. Аргумент о том, что местным властям надо исполнять полномочия, прописанные в законе, Сергей Вахруков счел неубедительными: при отсутствии средств аппарат может управлять только самим собой. Прозвучало требование об увеличении собственных доходов территорий. Особое внимание областная власть обратила на корректировку ставок земельного налога и рост собираемости налога на имущество: "Владельцы особняков должны платить по полной программе". Кстати, с собираемостью налога на доходы физических лиц, одного из главных источников пополнения муниципальной казны, дела обстоят также неважно.

До 1 октября этого года муниципалитеты области должны принять регламенты по оказанию услуг населению. Их исполнение станет главным критерием оценки работы муниципальных чиновников. Собственно говоря, главная задача всей административной реформы и состоит в том, чтобы изменить отношение государства к гражданину. Только вот чиновничье рвение пока направлено совсем в другую сторону. Не позднее 1 декабря муниципалитеты должны представить свои программы социально-экономического развития, обеспечив их единство с региональной программой. Это необходимо, поскольку с 2009 года регион переходит к планированию бюджетных расходов с ориентацией на результат.

В целом главная идея областной власти лежит на поверхности: "перераспределить средства от чиновников к населению". Ее реализация и должна показать, хватит ли политической воли, чтобы "опрокинуть" роковую российскую закономерность: "Любое сокращение аппарата неуклонно ведет к его росту".

Досье "РГ"

Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2006 года. Он установил новую, двухуровневую, систему местных бюджетов: городские (или районные) и поселенческие. Определен перечень полномочий муниципалитетов. Законом предусмотрен переходный период до 1 января 2009 года для вновь образованных муниципальных образований.

Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль