Новости

09.08.2012 00:00
Рубрика: Экономика

Приманка для инженера

Почему квалифицированных специалистов становится все меньше
На заседании подкомитета Госдумы по высокотехнологичным отраслям промышленности, которое прошло в Иркутске, попытались найти ответ на вопрос - почему при стремительно молодеющем менеджменте средний возраст инженеров приближается к пенсионному.

Старение квалифицированных кадров убийственно для высокотехнологичных отраслей промышленности, - констатирует член Общественной палаты РФ от Союза машиностроителей России и председатель Общественного совета при министерстве промышленности и торговли РФ Андрей Зверев.

- История говорит о том, что самые дерзкие и, казалось бы, невозможные открытия и изобретения совершают, как правило, люди молодые. А развитие высоких технологий - это всегда работа на грани возможного, - подчеркивает он.

Главным виновником эксперты считают российское образование, в том числе - переход на болонскую систему.

- У промышленников возникают серьезные опасения относительно качества специалистов, которые выйдут из вуза после бакалавриата - четырех лет обучения, - заметил заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.

- Новая система лишает студентов широкого кругозора, без которого не будет действительно высококлассного специалиста, - соглашается с этим председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества Иосиф Дискин.

Досталось на совещании и школьным реформам. Так, например, в этом году конкурс на юристов и управленцев в читинских вузах доходил до сорока человек на место. А все потому, что 75 процентов выпускников в качестве третьего ЕГЭ выбрали "легкое" обществознание.

Порицанию депутаты подвергли и желание бизнеса получить готового специалиста, при этом все затраты по его подготовке переложив на плечи государства или родителей.

К тому же, по оценке председателя совета молодежи "Раменского приборостроительного конструкторского бюро" Олега Стогова, на большинстве предприятий отсутствуют программы карьерного роста для молодых, а неясность профессиональных перспектив отпугивает.

Ответов на вопрос "что делать" было не меньше, чем на вопрос "кто виноват". Так Владимир Гутенев, предположил, что частичным решением проблемы может стать повышение зарплаты преподавателям и стипендии студентам технических вузов.

Представители образования потребовали пойти дальше и предоставить отсрочку от воинской службы выпускникам техникумов, решившим продолжить образование в сфере высоких технологий.

Еще с одним интересным предложением - развивать материально-техническую базу вузов, создавая учебно-исследовательские центры при университетах, - Андрей Зверев не согласился.

- Кафедры должны быть не при вузах, а при производствах. Потому что, если вести речь о подготовке специалиста для конкретного предприятия, процесс соприкосновения студента с производством должен быть каждодневным. Через постановку задач вузам, формирование учебных программ этого не добиться, - заметил Зверев. - Такой подход решает и другую проблему - оперативное включение в образовательный процесс новых производственных технологий. Скажем, мы разработали и внедрили некую новую технологию - и тут же на производстве студентов с ней и познакомим. А учебники - как бы оперативно они ни писались, все равно будут отставать.

Вместе с этим он поддержал мысль, что бизнес должен непосредственно участвовать в "тонкой доводке" инженера, не ожидая, что эту задачу выполнит система образования. По такому пути пошли крупные производства Приангарья, о чем рассказал генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев. Но в идеале же, считает Зверев, должна быть "сцепка" - академическая наука, прикладные НИИ, вузы и производство.

Например, на основе роялти "академики", проведя исследования некоего фундаментального процесса, передают эстафету "прикладникам", те - технологам предприятия. А в результате ученые получают процент от каждого проданного продукта, выпущенного на основе результатов научных работ и НИОКР, при этом продолжая исследования и сопровождая процесс. Студенты - и инженерных специальностей, и естественнонаучных - могут подключаться к любой стадии процесса, что создаст синергетический эффект, в том числе - при решении кадровых проблем, поскольку позволит привлекать в отрасли не только молодых инженеров, но и молодых ученых.

Роль бизнеса в привлечении молодежи в высокотехнологичные отрасли вообще должна стать лидирующей. И дело не только в пропаганде рабочих и инженерных специальностей через СМИ. "Молодежь в старые цеха не заманишь", - признал Владимир Гутенев. И заявил, что экономике необходимо провести модернизацию не за восемь лет, а за три года. Рекомендации же, прозвучавшие на совещании, по словам Гутенева, будут приняты к рассмотрению комитетом по промышленности Госдумы.

Экономика Отрасли Промышленность Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Иркутская область