01.11.1990 00:01
Власть

Ирина Демченко: Как политики выкручивают руки профессионалам

Российская газета - : Пилотный номер №0 (0)
Читать на сайте RG.RU

Ирина Демченко

Можно сказать, что настало время, когда российскому парламенту придется иметь дело не только с углубившимся экономическим, но и с углубляющимся правительственным кризисом

Последний начался с прошения об отставке одного из самых сильных, по словам И. Силаева, членов его кабинета, заместителя Председателя Совмина РСФСР Г.Явлинского.

Из множества факторов, сделавших невозможным реализацию в полном объеме программы "500 дней", что заставило одного из основных ее авторов принять непростое и незаурядное решение о добровольном уходе, чаще всего анализируются экономические. Это понятно. В большинстве экономических Ошибок, допущенных в последнее время, нет прямой вины российского парламента. Разве что принятие пенсионного закона, да и то лишь в первом чтении. Все остальное - на совести Центра, а проигрывать союзным органам в нашей стране традиционно считается не позором. а чем-то вроде отступления перед лицом стихийного бедствия.

Между тем мотивы, по которым создатели программы были вынуждены отказаться от ее реализации, гораздо шире. Можно сказать, что за 50 дней бесконечных обсуждений, слияний и разлияний программы два парламента - российский исоюзный - полностью разрушили вообще все условия, при которых моглисостояться "500 дней", не создав взамен ничего нового.

Совершенно очевидно, что реформа такого масштаба, как нынешняя. в которой нуждается наше общество, может проводиться только при условии сильной центральной власти и поддержки народа. Г. Явлинский говорил об этом с самого начала и до самого конца в своем заявлении. При тех процессах, которые развернулись в нашем обществе, важнейшим политическим условием реформы был союз как минимум двух авторитетных лидеров - М. Горбачева и Б.Ельцина. К этому союзу могли бы примкнуть руководители других республик. И только при таком раскладе становилось возможным проведение жестких, тяжелых для населения мер по финансовой стабилизации.

К сожалению, теперь союз двух лидеров распался. Высказывались предположения, что Президент не устоял перед напором Генеральных конструкторов.

Наверное, нам никогда не удастся узнать достоверно, что заставило главу государства так резко поменять свое отношение к программе, которой он вначале явно симпатизировал. И наверное, это были по-настоящему серьезные причины.

В ближайшее время, судя по всему, следует ожидать наступления реакции. Союзное правительство откровенно готовится к реформе розничных цен. Межреспубликанский экономический комитет, который, по замыслу рабочей группы Шаталина - Явлинского, должен был сосредоточить в своих руках высшую исполнительную власть на время проведения реформы, решено трансформировать в экспертно-консультативный орган при Президенте или Совете Федерации -нечто вроде Президентского совета с экономическим уклоном (интервью Л.Абалкина в "Союзе", еженедельном приложении к "Известиям", N 43, октябрь1990). Это означает, что высшим исполнительным органом по-прежнему остается правительство Рыжкова, в котором, видимо, произойдут косметические изменения вроде ликвидации отраслевых министерств, реорганизации их в концерны и ассоциации, причем чаще всего во главе с бывшими министрами или их заместителями.

Теперь, когда все, что во время обсуждения "500 дней" еще могло выглядеть мрачными пророчествами, становится мрачной действительностью, нам приходится полагаться на мудрость одного, по сути дела, человека. Именно так, видимо, нужно понимать заявление А. Аганбегяна: "Коли мы верим доктору, который берется нас лечить, так предоставим ему возможность самому выбирать средства для спасения больного, не контролируя каждый его шаг".Правда, при этом уважаемый академик не упомянул, что доктор, в отличие от него самого, является специалистом все-таки не в экономике. тем более -кризисной экономике. А советоваться ему придется с союзным правительством, побившим все рекорды по количеству ошибочных и некомпетентных решений как раз в области экономики, с Президентским советом, который Б. Ельцин неслучайно назвал "очень странным срезом общества", и Межреспубликанским экономическим комитетом, состав которого пока неизвестен.

К сожалению, подобное очень характерно для нашей страны. Исторический путь нашего государства - это сплошное "путешествие дилетантов". Даже в областях, где мы имеем хороших профессионалов, за исключением, пожалуй, только оборонной промышленности, право последнего голоса принадлежит кому угодно, кроме тех, кто должен его иметь в силу своей компетенции.

В заявлении Г. Явлинского, напомню, говорилось: "В период экономического кризиса и опасности начала депрессии политики не должны нарушать своим давлением и тем более вмешательством сугубо профессиональное ведение дела. Когда подъем, когда есть средства, есть "пирог", тогда политики могут и, очевидно, должны принимать участие в его дележе. Но когда ничего этого нет, тогда и. М нужно только помочь профессионалам сделать свою работу".

Уже ясно, что вслед за Г. Явлинским из Совмина России уйдут некоторые другие разработчики программы "500 дней". Они уйдут не потому, что обиделись, как это иногда пытаются представить. И не потому, что им не хватает патриотизма или чувства ответственности. Одним из главных мотивов их решения является стремление не скомпрометировать идеи, с которыми они пришли, и иметь возможность создавать новую программу, которая потребуется нам, когда мы упадем на самое дно, когда будет настолько плохо, что мы станем искать не любого, а одного-единственного специалиста - доктора. Когда мы созреем до того, чтобы довериться ему полностью и не лезть под руку с советами и рекомендованными соседями лекарствами. Когда наконец профессионализм, и только он будет главным критерием даже для связанных тысячей различных обстоятельств политиков.

Внутренняя политика