Юлия Чернова. Фото:Геннадий Белостоцкий
Как вы думаете, какой самый-самый детский фильм? Ни за что не угадаете - "Сирота казанская"! Так решило, наверное, крупнейшее в мире фестивальное жюри (в голосовании принимали участие 5200 детей, отдыхающих в Международном детском центре "Артек") VI Международного детского кинофестиваля "Артек".
Вопрос - "на засыпку": почему же победил на детском кинофестивале отнюдь не детский фильм? Сюжет этой выпущенной на видео массовым тиражом веселой и одновременно грустной, доброй комедии с замечательными актерскими работами, если кто не знает, построен на следующем. Молодая деревенская учительница Настя (Елена Шевченко) опубликовала написанное много лет назад, но неотправленное письмо ее умершей мамы к некоему Павлу. С этим Павлом у мамы был курортный роман, в результате которого родилась Настя. На это письмо откликнулись сразу три Павла - персонажи Олега Табакова, Льва Дурова и Валентина Гафта. Один за другим они явились к беременной Насте вечером под Новый год и привели тем самым в ужас Настиного жениха Коляна-тракториста (Николай Фоменко) - тот напился до свинского состояния...
На поверхности лежит такой ответ: представители НТВ-холдинга, одного из учредителей фестиваля и внесшего в его бюджет более 200 тысяч долларов, включили свою картину (производство компании НТВ-ПРОФИТ) в конкурсную программу в рекламных целях. И позаботились, чтобы она не была обделена призами. Но уверяю вас, подтасовки результатов не было, ребятам действительно очень понравилась взрослая "Сирота казанская". И я, взрослый, профессиональный кинокритик, выделил бы ее, если бы оценивал конкурсную программу с точки зрения художественных достоинств фильмов и профессионализма их создателей. Однако речь-то идет о детском фестивале, поэтому победы в главной номинации, как мне кажется, была более достойна несовершенная, неровная, с явными просчетами в режиссуре, но удивительно теплая, добрая, душевная и, что самое главное, действительно детская белорусская картина "Маленький боец".
Егор Комлев. Фото:Геннадий Белостоцкий
Сняла ее заслуженный деятель культуры Таджикистана Маргарита Касымова (она же написала сценарий в соавторстве с известным белорусским писателем Виктором Козько). Действие происходит во время летних каникул отчасти в городе, а в основном в белорусской деревне, расположенной в живописном месте рядом с "чернобыльской" зоной. Одно из главных достоинств фильма - актерская работа юного Егора Комлева, отмеченная, кстати, в номинации "Лучший мальчик-актер". Его герой, сирота, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, прямо на наших глазах взрослеет, открывает для себя сущность вечных жизненных ценностей...
Никак нельзя отнести к удачам музыкальную мелодраму Василия Панина "На заре туманной юности", отмеченную "утешительным" дипломом малого детского жюри с формулировкой: "За возвращение на экран жанра биографического фильма". Но, право, лучше совсем забыть, чем возвращать так. Благородная задача рассказать о судьбе и трагической любви великого русского поэта Алексея Кольцова была опошлена топорным исполнением буквально на всех уровнях: сценарном, режиссерском, операторском, актерском. Заслуживает упреков в прямолинейности сюжетных ходов, вялой режиссуре, поверхностности драматургического материала созданная на "Ленфильме" лента Валерия Быченкова "Я первый тебя увидел" (по рассказу Леонида Пантелеева "Новенькая"). В картине играют известные актеры, но как же плохо они играют! А вот дети - хорошо. И прежде всего Юра Макеев и Оля Иванова, заслуженно победившая - вместе с Юлей Черновой (из хорошо нам знакомой "Бедной Саши") в номинации "Лучшая девочка-актриса".
Положение с детским кино в России, как, впрочем, и в других странах СНГ, катастрофическое. Внебюджетных инвестиций, в эту область ждать не приходится Ц детские фильмы редко окупаются. Прекрасно это понимая, руководство Госкино России определило поддержку детского кинематографа одним из приоритетных направлений своей работы.