Георгий Сатаров,
ПРЕЗИДЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ФОНДА "ИНДЕМ":
- Административная реформа закончится нескоро. На мой взгляд, она еще и не начиналась. В ближайшем будущем ее шансы на успех невелики. Пока предпринимаются только отдельные разрозненные и угасающие попытки. Что касается реорганизации структуры Правительства, то ее успех зависит от того, что называть реорганизацией. Можно временно сократить число вице-премьеров или министерств на два, а потом увеличить на три и назвать это реорганизацией. Возможно, подобная перестройка и произойдет до выборов, чтобы Президент имел возможность сказать, что начало административной реформе положено и Правительство решительно реформируется.
Сергей Марков,
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ:
- До выборов административную реформу полностью закончить не удастся. Она будет проходить в несколько этапов. Первый, разработанный группой Дмитрия Козака, уже начат. Он заключается в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети. Я думаю, "малая" реформа Козака будет планомерно осуществляться и закончится уже после выборов, примерно через год.
Второе, более важное направление - это "большая" реформа российской бюрократии. Она заключается в необходимости сокращения численности чиновничьего аппарата и его функций, уменьшения коррумпированности и повышения зарплаты и квалификации госслужащих. Эта задача пока находится на стадии обсуждения.
Третий момент - изменение структуры Правительства. Его можно осуществить в достаточно короткие сроки. Но перетряска структуры кабинета министров, изменение названий ведомств, их ликвидация и слияние, с моей точки зрения, лишь имитация административной реформы, призванная скрыть ее отсутствие. Реорганизация структуры Правительства теоретически может произойти в любой момент и зависит от тактических поворотов политической ситуации. Я надеюсь, что до выборов таких поворотов не будет.
Валерий Хомяков,
ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПРИКЛАДНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
- Я думаю, административная реформа завершится уже после президентских выборов. Реформа - это всегда некоторая дестабилизация политической элиты. Сейчас это было бы крайне невыгодно для Кремля. Однако административная реформа будет на повестке дня во время избирательной кампании, многие партии и политические лидеры уже сейчас о ней говорят.
Если говорить о структуре Правительства, то я не вижу оснований для ее серьезных изменений перед выборами.
Дмитрий Орешкин,
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ
"МЕРКАТОР":
- На переправе коней не меняют, поэтому, я думаю, до выборов административная реформа проводиться не будет, но о ней будут много говорить. Я сомневаюсь в успехе административной реформы. Россия - уникальная страна, где традиционно реформы проводятся сверху. Ни в одном европейском государстве федеральные чиновники не организуют реформу муниципальных органов власти. Наоборот, самоуправление достаточно эффективно и диктует свои условия верховной власти. В России в отличие от западных стран рядовому человеку, к сожалению, не нужно муниципальное самоуправление.
Административная реформа в ее нынешнем понимании пытается подогнать систему управления под развивающееся и усложняющееся общество, чтобы им можно было проще управлять.
Административная реформа в России - это реформа чиновничества в интересах чиновничества, а жизнь рядового человека никаким образом не изменится.
Игорь Бунин,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА "ЦЕНТР
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ":
- У административной реформы есть два понятия: реформа государственной службы и оптимизация структуры министерств и ведомств. Реформа государственной службы - это система продвижения, рекрутирования чиновников, заработной платы, создания комиссий, т. е. очень сложная работа, которая может длиться годами. Во всех странах этот процесс продолжается постоянно и закончиться в принципе не может.
Другая часть административной реформы - оптимизация функций министерств и их реструктуризация - не может быть разрешена до президентских выборов и обновления состава Правительства. Сейчас, вместо того чтобы уменьшать количество вице-премьеров, мы его увеличиваем. Предпринимались попытки сократить число министерств и ведомств, но каждая такая попытка встречает сопротивление со стороны этих учреждений. Я думаю, что только после выборов удастся составить список функций, от которых нужно отказаться, а затем уже последует постепенное сокращение соответствующей строки в бюджете.