30.07.2003 17:25
Правительство

В погранслужбу пришли чекисты

Кардинально переделываются схемы охраны границы
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3265)
Читать на сайте RG.RU

     

      Кроме того, заместителями стали генерал-лейтенант Александр Манилов (до этого - начальник Международно-договорного департамента ФПС РФ) и три бывших начальника различных управлений ФСБ, генерал-майоры Виктор Труфанов, Николай Рыбалкин и Александр Мизон.

     "Компетентная комиссия взвешивала все "за" и "против", - прокомментировал корреспонденту "РГ" источник в пограничной службе ФСБ, - в конце концов положительного оказалось больше, чем отрицательного. В частности, это позволит не только поднять престиж пограничной службы, но и повлиять на качество охраны границы".

     Примечательно, что молва регулярно передавала пограничные войска то в ФСБ, то в Минобороны, то еще куда с того самого момента, как стражи границ отделились в самостоятельное ведомство. К этим слухам привыкли, на них уже не реагировали. И как только они затихли, грянул сенсационный указ. Как стало известно "РГ", кадровики ФСБ, планируя реорганизацию погранвойск, подняли их штаты аж девяностого года. По ним и будут кроить новую структуру пограничной службы. По предварительным подсчетам, центральный аппарат должен быть сокращен в три раза. Как бы то ни было, впервые федеральное ведомство будет подвергнуто реальному сокращению.

     "Откровенно говоря, достаточно громоздкая войсковая управленческая структура ФПС уже не могла оперативно реагировать на процессы, происходящие на российских рубежах", - сказал источник в главном штабе пограничных войск. Примечательно, что было бы невозможно услышать подобное из уст пограничников еще несколько месяцев назад.

     "Для защиты границы войсковая охрана уже не так эффективна, как это было раньше", - пояснили корреспонденту "РГ" в пограничной службе ФСБ. - Сегодня на первое место выходит оперативно-войсковая деятельность с сокращением войсковой компоненты. Там, где это возможно, военнослужащих будут менять гражданские служащие".

     Это не значит, что канут в лету традиционные пограничные заставы, а все пограничники превратятся в людей в штатском. На особо опасных направлениях, например, на Северном Кавказе, охранять будут по старинке: наряды, дозоры. На дагестанском участке российско-грузинской границы, например, недавно протянули аж пятьдесят километров "колючей проволоки" (сигнализационные комплексы: забор с натянутыми нитями сигнализации). Сделали и контрольно-следовую полосу.

     А на более спокойных участках - например, граница с Финляндией, Норвегией - наоборот, заграждения будут сняты. Контрольно-следовая полоса там тоже исчезнет, что совсем не радует финнов, которые боятся наших нарушителей больше, чем мы - незваных гостей от них. Пограничники не будут строить электросигнализационные комплексы и на границах с прибалтийскими странами. А на российско-китайской границе рубежи основных инженерных сооружений лишь поддерживаются собственными силами, без дополнительных финансовых вливаний.

Теперь солдат (грубо говоря - тех, кто бегает с автоматами за нарушителями) в пограничных войсках понадобится меньше. На первую роль выйдут оперативники, нечто вроде участковых уполномоченных на границе. Эти люди должны будут знать все, что происходит на границе. И, естественно, пресекать нарушения. Кроме того, на территориальные органы ФСБ могут "повесить" обязанность отслеживать обстановку в приграничье и помогать пограничникам. Поэтому очень скоро термин "пограничные войска" может стать совсем устаревшим. Ведь теперь у нас пограничная служба, а это - большая разница.


Владислав Куликов

Правительство