Критиков и строителей рассудит время
- Владимир Иосифович! Почему здание, в котором проходит наша встреча, правительство Москвы доверило строить не московским, а финским и турецким строителям? Вам что, не доверяют?
- Пять лет назад, когда "Усадьбу-центр" закладывали, наш строительный комплекс "под завязку" был загружен объектами горзаказа. Поэтому в тендере на ее строительство мы даже не принимали участия.
- А если бы приняли?
- Выиграли бы! Мы строим быстрее, экономичнее и качественнее. По крайней мере мы ни за что бы не облицевали фасад отполированным гранитом, который на фоне исторической застройки Тверской так и остался навсегда турецким.
- После десятилетий так называемого индустриального метода домостроения трудно было научиться строить уникальные объекты?
- Да московские строители всегда умели строить хорошо - посмотрите на старую столицу. Просто при советской власти по одежке протягивали ножки - сколько давали денег, на столько и строили. Ну, конечно, сделала свое дело и идеология. Например, архитекторов, которые построили нынешнюю нашу гордость - сталинские высотки, Хрущев лишил государственных премий. За то, что высунулись за рамки, очерченные тем самым индустриальным домостроением.
- Вслед за "Интуристом" идет на слом и гостиница "Москва". Разборка таких зданий - сложная работа? Или ломать - не строить?
- Ломать тоже надо с умом. Улицы не загрязнять. Движению не помешать... Поэтому вывозить материалы разобранного здания будем не машинами, а баржами, по Москва-реке. И не на свалку, а на завод, где отходы превратятся в щебенку, которая пойдет на строительство новых домов.
- Когда сносили "Интурист", было проще убедить народ в том, что это правильное решение. По соседству с историческими зданиями на Тверской он смотрелся как гнилой зуб. Но теперь, когда пришла пора "Москвы", а на очереди уже и разборка "Минска", не боитесь, что москвичи могут спросить: не с жиру ли бесятся власти? Сносят нормальные здания?
- Разве нормально, что в самом центре Москвы, в пяти минутах от Кремля, стоит гостиница на уровне двух-трех звезд, где комфортно чувствуют себя только тараканы и крысы?
- Звучит очень много упреков по поводу того, что при застройке часто недостает художественного вкуса, в результате чего в архитектуре столицы - изобилие эклектики. Что вы скажете на это счет? Каким должен быть внешний облик домов?
- В Москве сегодня бал правит архитектор. Во всех вопросах, касающихся внешнего облика города, принимает участие Государственная академия архитектуры и строительных наук. У нас есть Общественный совет при мэре столицы. Без обсуждения на нем не проходит ни один сколько-нибудь значимый проект. О том, что мы идем правильным путем, говорит хотя бы то, что принципы, согласно которым развивается современная Москва, поддерживает ЮНЕСКО.
Я не встречал, например, ни одного человека, который, вернувшись в Москву лет через десять, не воскликнул бы: "Каким прекрасным стал город!" С другой стороны, немало людей, которые даже по поводу этого здания, где мы сидим, скажут: что вы натворили? Это же уродство, башня - как острый нож, воткнутый в самое сердце Москвы... Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
- А надо ли учитывать мнение общественности? Может быть, лучше довериться специалистам? Какой скандал был вокруг памятника Петру I Зураба Церетели! А сейчас стоит - и вроде ничего... Хороший же памятник Михаилу Булгакову скульптора Александра Рукавишникова под влиянием митингов расчленили...
- Выслушивать мнение всех необходимо, но это не значит, что надо идти на поводу у него. А на Патриарших прудах получилось именно так. Может быть, потому, что бумаг было много и под каждой - вроде бы тысячи подписей? А стали разбираться: "Марья Ивановна, это вы здесь подписали?" А она с великим трудом вспоминает, кто и когда подсунул ей письмо.
- Ходят слухи о том, что планируется продать и снести ТЭЦ, расположенную напротив гостиницы "Россия". Как вам эта идея? Ведь такие объекты ценны, как памятники промышленности. Например, в Лондоне, прямо в центре, в бывшем здании завода, расположен Музей современного искусства.
- Разрешения на продажу ТЭЦ мы не давали. Если же вопрос все-таки возникнет, думаю, что мы сохраним здание в том виде, в каком оно есть. Например, закрыть кондитерскую фабрику "Красный Октябрь" мы можем позволить лишь при двух условиях. Во-первых, сначала надо построить в другом месте новое производство, чтобы москвичи не потеряли рабочие места. Во-вторых, внешний облик здания должен быть сохранен, как символ времени.
- Владимир Иосифович! Вы строите больше сорока лет. Но есть еще здание, построить которое вы мечтаете?
- У меня неуемный характер. Всегда чем-то увлечен, но как только сделал, это перестает для меня существовать. Даже такой объект, как храм Христа Спасителя, хотя возвести такое сооружение за пять лет, конечно же, рекордный срок. Но есть и мечта, можно сказать, задача всей жизни. Переустроить, благоустроить непарадную Москву, которую не принято показывать. Я говорю о переферийных районах столицы. Надо как можно скорее снести пятиэтажки, жизнь в которых, считаю просто издевательством над их жителями, а затем перейти к девятиэтажкам. Построить на их месте современные дома в зеленых микрорайонах...
- У старых домов есть какой-то предел? Не начнут они разрушаться, не дождавшись сноса?
- Все дома, которые должны быть снесены, мы снесем до 2010 года. План переселения выполняется даже с опережением. В этом году, например, обитатели снесенных пятиэтажек получат более миллиона квадратных метров нового жилья.
- Как известно, в этом году строители должны возвести 4,5 миллиона квадратных метров жилья. Это больше, чем даже во времена массовой застройки в 80-е годы. Можно ли ожидать, что квартиры в Москве наконец подешевеют?
- Нет, удешевления не будет. Дай бог, чтобы подорожания не было.
- Да уж куда дорожать... Госстрой РФ - и тот говорит: цены на жилье в Москве нынче просто взбесились...
- Но отчего же ценам не беситься? Их торговцы поднимают, потому что не успеем мы фундамент заложить, а дом на корню уже распродан. Хотели рынок? Получили его.
- Но Лужков как-то сказал, что даже богатая Америка разорится, если будет строить такие энергозатратные, материало- и трудоемкие дома. Делают ли что-нибудь московские строители для того, чтобы удешевить технологии домостроения?
- Целая наука работает. Ну и мы, конечно, тоже. А если бы не работали, то себестоимость жилья давно была бы не 300 долларов за квадратный метр, а все 700, настолько все вокруг подорожало за последние десять лет.
- Что же тогда делать обыкновенному москвичу со средним достатком? Очередники получат муниципальное жилье. Молодые семьи, начиная с этого года, - возможность купить квартиру по себестоимости в рассрочку на пять лет. Состоятельные сами позаботятся о себе. А остальным-то 90 процентам нуждающимся в улучшении жилищных условий что делать?
- Решать квартирный вопрос через ипотеку. Надеюсь, что скоро ипотека пойдет в массовом порядке.
- Не повлияют ли рыночные цены на землю и введение налога на нее на стоимость жилья? Особенно на выполнение социальных программ?
- Та земля, на которой мы строим сейчас, уже кому-то принадлежит, а та, что освобождается из-под пятиэтажек - под дома же и идет. Пустырей-то в Москве нет. Это, во-первых. А во-вторых, почему мы так много говорим о дороговизне жилья? Не потому, что оно и в самом деле так неподъемно: в тех же США его себестоимость значительно выше. Просто мы - нищие. Разве зарплата, которую имеют москвичи, способна обеспечить тот уровень жизни, которого они достойны?
- А для кого вы сейчас строите такими мощными темпами элитное жилье вроде "Алых парусов" и других комплексов? Впрок, в расчете на то, что у москвичей появятся деньги?
- В Москве раскупают все, что строим, - все квартиры стоимостью до 3 тысяч долларов за квадратный метр. Продавцам жилья приходится подождать покупателя лишь тогда, когда они "загоняют" цены запредельно.
- А если пытаются уплотнить территорию домами? Например, построить между двумя третий?
- Экспертиза не позволит переступить через существующие нормы. Впрочем, если жителей все же что-то не устраивает, инвестор может предложить им переехать в новый дом.
- После критики качества нового жилья стройкомплекс открыл для новоселов "прямую линию". Помогла в устранении недостатков?
- Еще как! Сначала у нас шли сотни жалоб. Теперь поступают единицы. И пока звонки будут идти, мы эту линию не закроем. Кто бы и что бы мне сейчас ни говорил о качестве, я всех адресую на "горячую линию".
- Когда и с каких районов начнет осуществляться новая московская программа по реконструкции жилья?
- Разработка проектной документации первых 53 районов закончится в конце этого года, а в начале следующего начнем работать.
- Москва и дальше будет рваться за пределы МКАД в стремлении к дальнейшему расширению?
- Нет. Вширь город уже развиваться не будет. Генпланом это не предусмотрено, а он для нас - закон.
- Но хотя бы опытом в строительстве столица делится с регионами?
- Не только опытом, но и инвестициями. При нашем участии планируется строить по полмиллиона квадратных метров жилья в год. Увидели, как плохо дела обстоят в Тамбове, Ярославле, где промышленность стройматериалов была практически мертвой, а строители разъехались, и поняли - надо помогать. С новой программой - еще на полмиллиона квадратов, в ближайшее время выходим в Санкт-Петербург. Будем помогать сносить пятиэтажки.
- Москва почувствовала на себе, что, как и предсказывали субъекты Федерации, из-за ликвидации территориальных дорожных фондов у них чуть не вдвое сократились средства на строительство дорог. Что же делать? Планируете привлекать частные инвестиции?
- Какой же инвестор к нам пойдет? Мы же не согласимся на введение платных дорог! Вот Багратионовский мост, например, другое дело. Его построили на инвестиционной основе, потому что там можно разместить магазины, которые принесут прибыль и восполнят затраты.
- Что интересного введете ко Дню строителя?
- Мы свою жизнь не строим по датам. Но по крупному счету все же к этому дню должны ввести запланированные школы и детсадики, чтобы у коллектива оставался хотя бы месяц для того, чтобы обжить их.
- Из трагедий, случившихся в школах страны, какие-то выводы сделаны?
- Разумеется. В Москве еще много старых школ, которые сейчас начали активно сносить. Снесли, например, и ту, где учился я. Будем вводить много новых. В одной из них, в Обыденском переулке, мы недавно вручали премии строителям и архитекторам. Давайте в следующий раз тоже встретимся в школе или новой больнице.
- Лучше уж в театре...
- Тогда подождите будущего года, когда закончим реконструкцию Театра Станиславского.
- Владимир Иосифович! По общему мнению, архитектурная подсветка московских зданий лучше и ярче, чем в других европейских столицах. Не жалко тратить средства?
- Когда улицы были темные, шумели: темно, страшно. Теперь светло - тоже плохо. Да не горят тут никакие великие средства. Ночью же большая часть приборов выключена. Тут светится, значит, в другом месте экономится. А принадлежит эта инициатива мэру. Во всем, о чем я рассказал, очень большая его заслуга. Во все вникает. Вот, думаете, зачем он мне сегодня в четыре часа утра позвонил? Чтобы взбучку нам с Иосифом Николаевичем Орджоникидзе устроить за то, что до сих пор не установлен памятник Федору Шаляпину. Две недели назад против его установки выступила гордума. Узнав об этом, мэр сказал: "Ладно, нельзя поставить на постоянное место. Поставьте просто для обозрения - пусть москвичи свое слово скажут".
- Поставили?
- А как же? К 8.00 доложили.
- Владимир Иосифович, не планируете дописать свою книгу "Москва в лесах?"
- А я ее все время дописываю - уже четвертое издание вышло. Лесов-то в городе все прибавляется.
- А сами своими руками что-нибудь построили?
- Признаюсь честно: вот чего нет, того нет. Жена говорит: "Ну что ты за мужик, гвоздь в доме забить не можешь".
Из досье "РГ"
За последние 15 лет в столице построено 50 миллионов квадратных метров жилья. Это примерно четверть всего жилого фонда города. В новые квартиры въехали 2 миллиона москвичей, и еще 700 тысяч улучшили жилищные условия за счет освободившихся. Бесплатные квартиры ежегодно получают 8 тысяч семей-очередников. Новоселами в этом году станут и более 4 тысяч молодых семей, приобретающих жилье в рассрочку на пять лет по себестоимости. С начала реализации программы по сносу "хрущоб" снесено 3 миллиона квадратных метров ветхого жилья.