Кавказской войной вдохновлялись не только русские классики - специально для тех, кто прогуливал школьные уроки литературы, существуют сериалы "Убойная сила" и "Мужская работа", фильмы "Блокпост" и "Война". И чем больше вероятность, что история вновь подсунула нашей стране кавказский узел для того, чтобы мы задумались над уроками предков, тем выше задача у тех, кто берется размышлять на тему первой и второй чеченских. Косвенно, но весьма ощутимо коснулся Чечни даже учитель Пьянковой Сергей Соловьев в "Нежном возрасте". Теперь настал черед ученицы.
Маме (Марина Яковлева) звонит сын-срочник - мол, со мной все нормально, не волнуйся за меня, я у хороших людей. Этого ей оказывается достаточно, чтобы тут же сесть в поезд и двинуть в сторону Кавказа. Отстав от поезда в Хадыженске, героиня Яковлевой вызывает сострадание у первого же встречного - торговца марихуаной. Передавая с рук на руки несчастную и отчаянную мать, местные бандиты, хозяева маленьких кафе и просто случайные люди так или иначе ведут героиню к ее сыну.
Она, конечно, найдет измученное и пострадавшее чадо - но по чистой случайности, как будто не было кропотливо показанной долгой "работы сюжета", приведшей мать в искомое место. Сына выходила местная женщина, которая теперь не хочет отпускать парня со следами контузии и травматического синдрома. Ее можно понять: родной сын благодетельницы - неизлечимо больной наркоман, который с пришельцем в буквальном смысле на ножах.
Если задаться целью написать сугубо положительную рецензию на этот фильм, то можно упомянуть о некотором сходстве с замечательным фильмом Теренса Малика "Тонкая красная линия". Там тоже противник и война не показываются, они существуют за кадром, а до зрителя доходит лишь смутное ощущение скрытой угрозы: сверни не туда - и напорешься на головорезов. Можно порассуждать о странной, рваной ткани фильма, последовательностью своих событий походящего на тревожный сон, и о странном, немного абстрактном и открытом финале картины. Но все эти выкладки, к сожалению, будут лишь ловкостью букв.
"Странная" ткань фильма сшита грубыми стежками белых ниток - такое ощущение, будто создателям фильма было просто лень отшлифовать его до минимально презентабельного состояния. Помимо того (в целях экономии, что ли?), во всех ролях, кроме главной, отчего-то снялись "родственники и знакомые Кролика": соавтор сценария Илья Народовой, сын Пьянковой Максим Хусаинов и сама Наталья. Похвалить их игру тоже будет грехом против очевидности - кроме Марины Яковлевой, отметить в этой картине некого. И финал не открытый - он просто беспомощный.
Фильм снят при поддержке Госкино России. Если таким образом Пьянкова решила отработать соцзаказ, то жаль, что поддержку оказали именно ей. Кавказская война, больная рана страны, становится в "Марше славянки" объектом бессовестной кинематографической спекуляции и ширмой от возможных обвинений в халтурности и непрофессиональности: слишком уж тема деликатная. "Кинотавр" в этом году ломился от социальщины (в том числе и военной), но роль флагмана отечественного проката в этом сезоне отчего-то отвели баркасу, спроектированному по чужим чертежам и сдернутому со стапелей в полуготовом состоянии.