Мы решили разобраться в ситуации и узнать, как на самом деле обстоят дела. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал заместитель председателя Госкомспорта РФ Дмитрий Зеленин.
- Госкомспорт России начал выдавать лицензии на право деятельности в игорном бизнесе с 8 августа 2002 года - с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.07. 2002 г. N 525. Выдано около 2 тысяч лицензий. На данный момент в стране действует 6-6,5 тысячи лицензий, включая выданные Госкомспортом.
- Какие проблемы существуют в этой сфере и как вы их решаете?
- Основная проблема - несовершенство нормативно-правовой базы. Нет федерального закона об игорном бизнесе. Правовые акты, которыми руководствуется Госкомспорт, излишне либеральны, не учитывают необходимость достаточно жесткого контроля над участниками этого бизнеса, не учитывают социально неоднозначную специфику отрасли и мировой опыт.
- Что необходимо сделать, чтобы поправить ситуацию?
- Прежде всего нужен закон "Об игорном бизнесе". На его основе должна быть сформирована государственная политика в области лицензирования игорной деятельности, учитывающая региональную специфику, регулирующая разделение полномочий по лицензированию между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение в Государственную Думу.
- У Госкомспорта существует свой взгляд на решение этих проблем?
- Мы считаем, что следует ввести в действие лицензии двух уровней - с учетом федеральной и региональной специфики. Необходимость федерального лицензирования не подлежит обсуждению, так как крупные участники этой отрасли работают сразу в нескольких регионах, к тому же существуют Интернет-казино и телеказино, деятельность которых не ограничена пределами одного региона. Государство должно жестко регулировать отрасль, оборот которой составляет порядка миллиарда долларов в год. Региональная составляющая также очень важна, поскольку у местных властей есть и опыт, и территориальные структуры, позволяющие эффективно и оперативно осуществлять контроль за деятельностью игорных заведений.
Кроме того, поскольку не все вопросы отраслевого развития экономики можно предусмотреть в законодательстве и эффективно регулировать государственными мерами, было бы целесообразно создать в сфере игорного бизнеса эффективно действующую общественную организацию.
Важнейший вопрос - социальная ответственность участников игорного бизнеса. Отрасль должна иметь позитивную, общественно полезную позицию, участвовать в социальных программах государства и общества. Для реализации идеи социальной ответственности больше всего подходит сфера физической культуры и спорта, куда можно было бы вкладывать часть средств, полученных от игорного бизнеса. Известно, что один рубль, вложенный в спорт, экономит семь рублей в здравоохранении. Следует сделать все, чтобы в обществе складывалось правильное, адекватное отношение к этому бизнесу и к отдельным ее участникам.
Игорный бизнес - это управление чужими деньгами. Ответственность игорных заведений перед клиентами должна подлежать жесткому регулированию и должна быть закреплена законодательно. Одной из мер для обеспечения этой ответственности должна стать депозитно-страховая система. Она может быть построена по аналогии с подобными схемами, уже существующими на фондовом рынке, в банковской и страховой сферах.
Другое дело, что сегодня Госкомспорт России не имеет права законодательной инициативы. Мы можем лишь давать замечания и рекомендации к проектам законов. В настоящее время Госкомспорт согласовал подготовленный Министерством экономического развития и торговли проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", и мы надеемся, что законодатели найдут время для его рассмотрения на начавшейся осенней сессии.