09.08.2003 10:27
Общество

Предки Касьянова

Предками Михаила Касьянова были удачливые нижегородские купцы и промышленники
Текст:  Сергей Петрунин (собственный корреспондент ИД "Провинция")
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3272)
Читать на сайте RG.RU

              Оказывается, в роду российского премьера на протяжении четырех (!) веков прослеживаются оборотистые нижегородские купцы и талантливые финансисты, золотые медалисты и даже в какой-то степени - ученые.

Родственники ахнули

     Когда три года назад нижегородская пенсионерка Марианна Ольшевская услышала, что главой российского Правительства назначен Михаил Касьянов, она сразу же прильнула к телевизору: "Уж не наш ли это племянник Миша так высоко поднялся?"
     Последний раз она видела Мишу очень давно, когда тот ходил еще в детский сад. Но когда на экране возникла фотография 42-летнего мужчины, Ольшевская ахнула: "Да он же чертами лица весь в маму, Машу Морозову - нашу троюродную сестру!" И тут же позвонила своему двоюродному брату, отставному капитану первого ранга Геннадию Смыслову.
     Его главное хобби для большинства из нас довольно странное, хотя и очень благородное. Вместе с Ольшевской Смыслов ищет корни предков - до седьмого колена.
     Пожилые нижегородцы не один год собирали старинные фотографии родственников, строили генеалогическое дерево родства. Оно получилось огромным - его, даже выполненное мелким почерком, не вмещал один бумажный лист. Пришлось к нему приклеивать второй, третий. И немудрено, что там легко отыскался и Михаил Касьянов.
     Дальние родственники удивлялись и радовались, что член их многочисленной семьи так высоко поднялся по служебной лестнице. Но потом решили, что это все-таки закономерно:
     - В нашем роду уже семь поколений людей образованных, обеспеченных, талантливых и физически крепких. Например, у всех было много детей - от трех до пяти и больше. Все получили хорошее, по своим временам, образование и воспитание. И всех, чем бы они ни занимались, жизнь непременно "выруливала" на экономику и финансы.

Счастливая облигация

     - Фамилия родоначальников нашего рода - Туриловы, Иван и Анастасия, - говорит Геннадий Иванович. - Они были простыми крестьянами села Ватрас Спасского уезда Нижегородской губернии. В их семье было двенадцать детей, и, естественно, жили Туриловы бедно. Разжиться первоначальным капиталом и выйти в люди помог приключившийся около 1800 года случай - о нем потом в семье даже сложили такие стихи:

     Один ее сын извозчик
     однажды повез седока -
     Генерала важного с дочкой.
     В дороге случилась беда.
     Дело зимою было - ехали по реке,
     Вдруг затрещала льдина,
     и дочь оказалась в воде.

     - Извозчика звали Григорий Турилов. Он вытащил дочку вельможи и накрыл ее своим тулупом. Погнал лошадей к селу, сам оставшись раздетым, - говорит Марианна Константиновна. - Естественно, простудился, слег и умер. А генерал отблагодарил семью Туриловых за геройский поступок сына... скромной облигацией. Но тут вмешалось провидение. Облигация оказалась выигрышной, причем "приз" составил 40 000 рублей.
     Анастасия Турилова купила на "Богом данные" деньги каждому из своих сыновей по богатому дому и честно разделила оставшийся капитал, чтобы те смогли стать купцами. Самым удачливым оказался Лев Иванович Турилов, прапрадед нынешнего премьер-министра. Преуспев в кожевенном промысле, он стал состоятельным промышленником, а затем вовлек в бизнес пятерых детей, в том числе предка Касьянова - Василия.
     Туриловы скупали со всей округи телячьи и свиные шкуры, выделывали их. Шили тулупы, рукавицы, сапоги, кожаные куртки и жилеты. К концу XIX века им принадлежали целые фабрики и добротные жилые дома. При этом и Василий, и Матрена, и их дети стремились и к образованию.

Удачливый дилер, дед Касьянова

     После революции родственникам премьера пришлось скрывать "купеческое" происхождение, перебираться в большие города. Кто-то уже тогда уехал в Москву, но большинство осело в Нижнем Новгороде (Горьком). И с наступлением нэпа сразу же вновь вспомнили про свои предпринимательские таланты:
     - Мы все жили в большом кирпичном доме в Канавине по соседству с Ярмаркой, - вспоминают Смыслов и Ольшевская. - Место это выбрали неспроста, ведь родной дедушка Михаила Касьянова, женившийся на Клавдии Васильевне Туриловой, Павел Васильевич Морозов, был тоже человеком деловым. До революции представлял интересы крупных промышленников на Ярмарке. Говоря сегодняшним языком - был дилером. Тем же продолжал заниматься и при нэпе и стал даже управляющим Нижегородской Ярмарки.
     - С его дочерью Мусей (так звали в детстве мать будущего премьера - Марию Павловну), - говорит Геннадий Смыслов, - мы дружили, вместе играли, купались. Но когда выросли - наши пути разошлись. Началась война, я поступил в Военно-морское училище, брат Маши, Василий, служил в войсках ПВО. А она сама уехала в Москву, училась в каком-то экономическом вузе. Я знал лишь, что она вышла замуж за отставного майора и преподавателя математики Михаила Касьянова из подмосковного Солнцева и стала работать в Госплане.

По стопам матери и деда

     - Сначала в семье Касьяновых появились двое дочерей, Ирина и Татьяна, - рассказывает Марианна Ольшевская. - Но они ждали сына, наследника. И когда родился долгожданный Михаил Касьянов-младший, названный так в честь отца, бабушка Клавдия Васильевна тоже переехала в Подмосковье - его нянчить. Однако прожила там всего два года.
     Дед премьера Павел Васильевич Морозов остался жить в Горьком и пережил жену на четырнадцать лет. Даже в советские времена умудрялся оставаться деловым человеком. Он рассказывал, что внук пошел весь в него - рос старательным и серьезным парнем, хорошо учился.
     Но в 1975 году не стало и Михаила Касьянова-старшего, и Павла Морозова. Деда похоронили на родине, в Горьком, на кладбище Марьиной рощи. Мария Павловна до 1984 года регулярно приезжала, ухаживала за могилкой отца, но потом тоже состарилась. А у Смыслова и Ольшевской тогда подрастали свои внуки, и они на время потеряли все контакты. Когда они решились позвонить в 2000 году, поздравить с назначением сына на высокую должность, племянница Ирина сказала им, что мать Михаила Касьянова умерла в 1997 году.
     - Обидно, что нам тогда не позвонили и ничего не сказали, - с горечью говорит Геннадий Иванович. - Мы бы обязательно приехали проводить Машу в последний путь. Говорят, ее тоже похоронили в Солнцеве...

Подарок для премьера

     Михаил Касьянов объехал уже, наверное, полсвета. Но на землю своих предков по материнской линии - в Нижний Новгород, после посещения Сормова в двухлетнем возрасте, - так ни разу и не заглянул. Хотя здесь, в рабочем и деловом центре Поволжья, живут несколько десятков родственников, потомков Ивана и Анастасии Туриловых, а также Морозовых, могила его родного деда.
     Нижегородские родственники на премьера не обижаются - понимают, человек занятой. Они и сами в молодости такими были - Смыслов бороздил океанские просторы, Ольшевская работала инженером-конструктором причалов для уникальных волжских судов - "Ракет" и экранопланов на воздушной подушке. Мир тесен, и жизнь тогда еще их сводила со знаменитыми людьми. Например, под началом сына Ольшевской начинал работать другой премьер с нижегородскими корнями - Сергей Кириенко. А корабль Смыслова для своего небольшого морского похода в 1954 году выбрали руководители советского правительства - Булганин, Микоян и Хрущев.
     Марианна Константиновна и Геннадий Иванович по мере сил ухаживают за могилой Павла Морозова, хотя добираться до нее очень долго - они живут в Сормове и Канавине, а кладбище на противоположном берегу километровой по ширине Оки. А хорошего памятника на могиле деда премьер-министра России до сих пор так и нет.
     Геннадий Иванович пытался дозвониться племяннику, но номера телефонов Касьяновых с назначением Михаила на высокий пост, естественно, сменились, а узнавать новые Смыслов постеснялся.
     - И дедушка, и все семь поколений наших предков очень гордились бы тем, что представитель рода Касьяновых-Туриловых-Морозовых стал председателем Правительства. Нам хочется лишь одного - увидеть нашего Мишу и вручить ему альбом собранных нами старинных фотографий его предков, выстроенное генеалогическое древо. Оно ведь начинается у нас с XVIII века - как-никак уже семь поколений и четыре столетия!

     От редакции:
     "Российская газета" берется помочь родне российского премьера передать ему альбом с фотографиями предков и генеалогическое древо рода Касьяновых-Туриловых-Морозовых. Репортаж об этом событии вместе с комментариями самого Михаила Касьянова мы надеемся опубликовать в одном из номеров "РГ".

Семья и дети