У политологов чутье так легко не отобьешь. Вот и сейчас, пока рядовые граждане окучивают картошку и ходят по грибы, политологи тоже занялись "тихой охотой". В расставленные ими силки то и дело попадаются средних размеров сенсации и разного рода тенденции.
Об одном из своих последних трофеев рассказал руководитель Центра стратегического анализа и прогноза профессор Дмитрий Ольшанский. Результаты исследования, проведенного ЦСАП "на макушке лета", доказывают: пожалуй, впервые этой осенью на политической сцене произойдет нечто вроде Бородинской битвы. В смертельной схватке сойдутся, по его словам, не "правые-левые-центристы", как мы уже привыкли, а маргиналы с либералами. У либералов, по мнению главы ЦСАП, в этом сезоне вид довольно бледный, а ряды сторонников разного рода "маргиналов" ширятся и крепнут. По экспертным оценкам, количество сторонников партии "Против всех" в декабре может дойти до 12-14 процентов, что в несколько раз больше, чем на предыдущих выборах.
Профессор Ольшанский оценивает сами партии не в процентах, а в баллах по 10-балльной шкале, потому что пользуется в своих исследованиях не массовыми опросами, а данными, "вытряхнутыми" из черепных коробок экспертов. Утверждает, что не от бедности, а из принципа. Профессор уверен, что массовые опросы грешат поверхностностью и небрежностью: граждане зачастую отделываются от назойливых социологов дежурными ответами и не очень понимают, о чем и зачем их спрашивают.
Полсотни экспертов ЦСАП на этот раз оценивали деятельность партий по десятибалльной шкале. Отдельно рассматривались сила региональных партструктур, творческий потенциал партштабов, "административный ресурс" в регионе, программы и идеология, финансы, харизмы лидеров, яркость партийных пиар-акций, степень известности в электорате, поддержка избирателей и информподдержка в СМИ. В командном зачете тройку лидеров составили КПРФ, "Единая Россия" и ЛДПР, а в отдельных номинациях лидеры были разными. Партструктуры особенно сильны у "ЕР", высокие баллы за "креатив" штабов получили "Яблоко", СПС и рванувшая вперед Народная партия, зато единоросы отошли на пятую позицию ("мало иметь деньги, надо уметь ими грамотно распорядиться", - ехидно прокомментировал Ольшанский). "Мозговые штурмы" коммунистов эксперты тоже оценили прохладно.
Зато с точки зрения идеологии "красные" крепче всех - их программные установки давно и хорошо известны (хотя мало кто читал последнюю редакцию программы партии). И вовсе не тянут на "идеологию" тезисы "Яблока" по поводу ЖКХ или слоган СПС "Чтобы жизнь не кончалась!". Богаче всех экспертам показалась, понятно, "Единая Россия". Харизма Жириновского - шире, чем у прочих лидеров, за ним в порядке убывания яркости следуют Явлинский и Зюганов.
Самый "раскрученный бренд" оснащен серпом и молотом, ЛДПР и "ЕР" тоже вполне узнаваемы, а вот "правые" на общем пестром фоне несколько потускнели. Бренд "народников" вошел в первую шестерку. Несколько удивили главу Центра собственные эксперты, которые невысоко оценили медиа-ресурсы коммунистов. По сведениям Ольшанского, суммарный разовый тираж их изданий - под 30 миллионов. Но, видимо, дело в "адресном распространении" и в том, что "без телевидения выборов не бывает" - а на ТВ красные особо не мельтешат.
В целом же, по данным экспертов, уровень доверия граждан к партиям в настоящее время "критически низкий", интерес к выборам по сравнению с прошлыми годами тоже не очень-то высок. Парадокс в том, что политическая система оформится именно в таком виде. Главной интригой станет борьба за 3-4 место в списке партий, и тут уж "маргиналы" пойдут "двумя колоннами" под знаменами ЛДПР и НПРФ одновременно. Правда, оговорился Ольшанский, через месяц картина может измениться, потому что дело мы будем иметь с избирательными блоками. И тут уж все решат не только деньги и мозги, но прежде всего - эффективность использования телеэфира и привлекательность партийных списков.
А в целом все усилия социологов (в том числе и собственные) Дмитрий Ольшанский оценивает весьма скептически. "Если вы думаете, что население интересуется нашими секретными цифрами, то вы глубоко ошибаетесь. Эти плюс-минус три процента важны для очень узкого круга людей", - сказал он.