12.08.2003 15:10
Общество

Правила лечения за границей

Министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко о правилах лечения за рубежом
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3274)
Читать на сайте RG.RU

          Так уж мы, россияне, устроены: все нам кажется, что отечественное мало на что пригодно. А вот то, что за рубежом - отменного качества. А уж когда речь заходит о здоровье, то тут сразу все взоры за кордон: на родине не помогли, а там спасут обязательно.Никакие доводы в защиту нашей службы здоровья, как правило, не действуют. Рожать - за рубеж. Шунтирование - в немецкой клинике. Случай с Ельциным многими воспринимается не более, чем пиаровский ход. Даже есть попытки утверждать, что Борис Николаевич согласился на такое лишь потому, что вмешался великий Дебекки. Кстати, когда полгода назад Дебекки был в России, спросила у него: как он оценивает российскую сердечно-сосудистую хирургию. В ответ были самые лестные отзывы. Но все это мало кого убеждает: очень часто люди, у которых есть на это средства, стремятся попасть в зарубежную клинику. А если средств нет? Путь "туда" заказан?

     - Нет, - сказал нам автор публикуемых документов министр здравоохранения РФ Юрий Леонидович Шевченко. - Данное постановление нужно прежде всего для того, чтобы каждый россиянин знал: если на родине исчерпаны все возможности лечения, то он имеет право получить направление в зарубежную клинику. И расходы за это берет на себя государство в лице Минздрава РФ, местных и федеральных органов здравоохранения.

     - Не получится ли так, что желающих станет больше, чем возможности того же Минздрава?

     - Не получится: об этом свидетельствует опыт нашей работы - направление на лечение за рубеж по нашему ходатайству действует не первый год. Для того и служит постановление, чтобы был жесткий и разумный отбор, в котором участвуют самые компетентные специалисты.

     - В постановлении, например, говорится, что нужно представить подробную выписку из истории болезни в двух экземплярах на русском и английском языках. А как быть пациенту из глубинки, где такой возможности нет?

     - Так "глубинка" сама и не дает такое направление. Нужно пройти - без этого никак не обойтись - через все положенные инстанции. Только тогда можно получить заключение главного специалиста Минздрава РФ о том, что в отношении данного больного использованы все методы лечения и ему показана заграница.

     - Этим мы признаем, что есть такие методы, которые в России не применяются?

     - Признаем! Такова жизнь. А врачевание - важнейшая и сложнейшая часть этой жизни. Конечно, мы, скажем, не станем давать направление на роды в зарубежной клинике - это было бы нелепостью.

     - Однако многие стремятся именно к такой нелепости.

     - Ради бога! Но за свои собственные деньги, а не за деньги государства.

     - Судя по постановлению, выбор зарубежной клиники вы тоже оставляете за собой. А если человек знает, что лучше всего ему помогут в другой клинике, в другой стране? Уж раз он получает высочайшее на государственном уровне разрешение на лечение за рубежом, почему ему отказано в праве самому выбрать медицинское учреждение?

     - Повторюсь! Если человек обращается к нам, если мы субсидируем его лечение, то именно мы несем ответственность за качество помощи, которую он получит. Мы же не просто так даем направление. Мы, выражаясь современным языком, проводим соответствующий маркетинг и выбираем только самые лучшие зарубежные организации.

     - А если эти самые организации требуют очень больших денег? Минздрав за ценой не постоит?

     - Постоит! Мы не имеем права разбрасываться средствами - их не так уж много. Но во главе угла - качество. Можете мне поверить.

     - Приходилось сталкиваться с тем, что, скажем, родителям детей, которым требуется пересадка костного мозга, предлагалась одна и та же клиника в центре Европы. Оказалось, что российский специалист, который туда направляет, получает за это процент...

     - Это было в федеральном учреждении?

     - Нет, в региональном.

     - Это направление не от Минздрава, а фактически от частного лица. Мы к этому отношения не имеем - этим должны заниматься иные организации. За тех, кого направляем мы, мы и несем ответственность. Как вы понимаете, не только материальную. Мне бы хотелось, чтобы наше постановление внимательно прочли и пациенты, и все, кто так или иначе причастен к направлению на лечение за рубеж. Тогда станет меньше накладок, тогда необходимый в данной ситуации бюрократический процесс будет сведен к минимуму.

Здоровье Минздрав