Год назад президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма сперва подписали в Санкт-Петербурге заявление о стратегическом сотрудничестве двух стран в газовой сфере, предусматривающее создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, а затем там же вместе с канцлером ФРГ Герхардом Шредером завизировали совместное заявление о сотрудничестве в использовании магистральных украинских газопроводов и обеспечении бесперебойных поставок газа в европейские страны.
Через четыре месяца на саммите СНГ в Кишиневе был подписан договор между российским "Газпромом" и компанией "Нафтогаз Украины" о создании общества с ограниченной ответственностью, названного так: "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины". В январе 2003-го такое ООО действительно было учреждено в Киеве. Причем его учредители - российский "Газпром" и "Нафтогаз Украины" - внесли в уставный капитал по 500 тысяч долларов.
Однако с этого момента, как считают многие эксперты в Киеве, да и в Москве, создание консорциума зашло в тупик. Почему? По мнению одного из ведущих украинских экспертов Михаила Кухара, этот вопрос классически "заволынивают" - как одна, так и другая стороны. А вообще если бы не политизация этого вопроса, то газовики давно между собой договорились бы на каких-то не консорциумных, но обоюдовыгодных условиях. Россия перестала "ругать" Украину за реэкспорт. Украина проводит крайне взвешенную политику в отношении цен. Киев фактически не подписывает ни одного контракта, не согласовывая его с "Газпромом".
По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестициями Александра Рябченко, все стороны, реально и потенциально участвующие в процессе, убедились, что создание консорциума по такому серьезному вопросу требует времени и усилий. Первый шаг - регистрация консорциума. Фактически регистрация произведена именно для того, чтобы на какой-то позиции закрепиться. Имеется в виду тот факт, что хотя изначально Германия и заявила о себе как о третьем участнике международного газотранспортного консорциума, тем не менее, когда дошло до дела, ее не пригласили к переговорам в качестве равноправного партнера. Дело дошло до того, что посол ФРГ на Украине Дитмар Штюдеманн публично выразил разочарование по этому поводу. Немецкий посол заметил, что Германия как третья сторона, "образно говоря, не сядет за стол, за которым две другие уже отобедали".
Председатель подкомитета Верховной рады Украины по вопросам газовой промышленности, участник правительственной рабочей группы по международному газовому консорциуму Александр Гудыма считает, что Россия и Украина несколько поспешили. Раз подписывали в Санкт-Петербурге первое соглашение президенты двух стран и канцлер третьей страны - Германии, так следовало бы и все дальнейшие шаги делать вместе.
Германия хотела, чтобы сначала была встреча на высшем уровне представителей России, Украины и Германии, а после этого, чтобы были даны поручения привлекать те или иные структуры Германии к работе над международным газовым консорциумом.
Трехсторонняя встреча состоялась-таки в конце апреля. Но вот странная деталь: на столь долгожданном для нее совещании Германию представляли референт посольства на Украине и местный представитель "Рургаза". Дипломатическое ведомство Германии официально разъяснило это срочностью приглашения и невозможностью соответствующим образом к данной встрече подготовиться.
Эксперты в Киеве объяснили это иначе. Украинцы и россияне определились: их интересы будут представлять "Нафтогаз Украины" и "Газпром". Что же касается немецкой стороны, то, как предполагают киевские эксперты, правительство Германии оказалось в затруднении по поводу определения уполномоченного государством участника международного газотранспортного консорциума. Ведь помимо "Рургаза" в Германии успешно действуют еще как минимум три крупные компании-газотрейдеры.
Конечно, "Рургаз" стоит ближе всех к тому, чтобы стать третьим членом консорциума. Но надо прежде всего договориться о месте и роли потребителей - либо двух, либо более двух в самом консорциуме, - что это означает? Что они приносят в работу консорциума: инвестиционный ресурс, какие-то особые гарантии потребления, либо все три потребителя будут членами консорциума?
А. Гудыма полагает, что это будет даже очень и очень неплохо, потому что французы, по уровню нынешнего потребления и перспективам его потребления, на ближайшие 20 лет являются не меньшим потребителем в Европе, чем Германия. И активность со стороны "Газ де Франс" - логическая: "Газ де Франс" - крупнейший, вместе с Германией, европейский потребитель газа и владелец одной трети пакета в 49 процентов газотранспортной системы Словакии.
При этом А. Гудыма решительно отвергает весьма распространенное в Киеве мнение - дескать, чем больше в газотранспортном консорциуме окажется участников, тем меньше шансов у производителя ресурсов, то есть у России, сговориться с потребителями ресурса, то есть с европейскими странами, о заниженных ценах за перекачку газа, невыгодных Украине.
На его взгляд, это глубоко ошибочное мнение, что Украина будет иметь проблемы, если, мол, Германия и Россия "договорятся". Возьмем известный пример приватизации газотранспортной системы Словакии: 49 процентов приватизировано не консорциумом соуправления, а консорциумом с собственностью! И никем другим, как тремя мировыми компаниями, - "Газпромом", "Рургазом" и "Газ де Франс". И оказалось, никто между собой не "договаривается", не хочет "подмять" под себя Словакию, которая процветает, имея 51 процент собственности.
М. Кухар, однако, считает, что никто не пойдет на то, чтобы сейчас разгорелись страсти вокруг потери собственности. Поэтому по его прогнозу, объединение произойдет после президентских выборов как в России, так и на Украине. Когда тема консорциума перестанет быть "знаковой" и этаким "маячком" в отношениях между двумя странами, очень быстро будет найдена прагматичная экономическая модель по дальнейшему использованию этой трубы.
Наша справка. Общая протяженность украинских газопроводов составляет 37 тысяч 100 километров. То есть почти длина земного экватора. Газотранспортная система включает также 71 компрессорную станцию, подземные хранилища газа и многое другое. И все это украинским законодательством к приватизации запрещено.