Сейчас экс-форвард "Спартака" продолжает работать в Российском футбольном союзе на должности вице-президента, и последние скандалы вокруг его родного клуба, безусловно, не прошли мимо.
- Как вы восприняли смену тренера в "Спартаке"? Многие аналитики утверждали, что Андрей Чернышов еще достаточно молод для того, чтобы вернуть "красно-белым" первые позиции в нашем футболе.
- Я вам скажу больше: даже сейчас раздаются голоса, осуждающие то, что в команде сегодня молодой тренер, которому нет и тридцати пяти лет. Знаете, в таких случаях я не люблю говорить о собственной персоне, но, видимо, придется (смеется). Мне Николай Петрович Старостин в свое время доверил "Спартак" во главе с великим Игорем Нетто и Сальниковым, когда мне и тридцати четырех не было. И на третий год мы выиграли чемпионат СССР. Поэтому сегодня нам нужно всего лишь поверить в Чернышова, серьезного и вдумчивого человека, поддержать его. К тому же некоторые удивительные вещи произошли не при Чернышове, а при прежнем руководстве. Тогда из команды выбывали игроки, которые еще могли принести ей пользу, причем это были как полевые игроки, так и вратари. Я не буду их перечислять, их достаточно. И они сильнее тех легионеров, которые играют сейчас.
- Тот же Кабанов?
-Да, хотя бы. Или вратарь Шафар, который на две головы выше Зуева. Или полевые игроки- Хрман, Станич. Хочу подчеркнуть, что я просто анализирую ситуацию, не в упрек кому-либо.
- А Белозеров вам нравится?
- Белозерова я видел только в одной игре. Поэтому я не буду делать скороспелых выводов. Что же касается крупного поражения "Спартака" в игре с "Локомотивом", то я могу сказать, что оплеухи бывали и раньше. Команда была абсолютно непохожа на себя. Правильно было кем-то сказано, что соперники обыграли "Спартак" его же оружием - быстрыми открываниями, игрой в пас. На протяжении всей игры доминировал "Локомотив". Это поражение бесспорно. Но бывает и такое. Вам ведь снятся иногда страшные сны? Так и тут. На следующее утро пытаешься проснуться и все забыть. Поэтому, когда у меня были Андрей Чернышов и Алексей Парамонов, я им сказал свое мнение относительно того, что не стоит делать разбор игры и снова сыпать соль на раны. Нужно просто самим все проанализировать, разобраться, в чем же причина неудачи, и забыть этот кошмарный сон. Ребята должны реабилитироваться в следующих играх. Что и произошло в матче с "Ротором". Потом нужно учитывать и то, что здесь идет некий период реорганизации в практическом плане, в плане подготовки. Я поговорил с Андреем Чернышовым и Дмитрием Парфеновым и посоветовал им не высказываться публично о том, что у них сегодня абсолютно по-иному идет подготовка. При Романцеве "Спартак" выиграл все, что возможно, в том числе и последний Кубок. Но сегодня в команде другой тренер, которого нужно поддерживать.
- Известно, что игрокам "Сатурна" и "Рубина" категорически запретили общаться с прессой. В "Спартаке" же все наоборот.
- Конечно, в первую очередь инициатива должна исходить именно от них. Тренер работает, и мы ему доверяем. Все. Один журналист после публикации о неуплаченных налогах "Спартака" позвонил мне домой и спросил о моем мнении. А я говорю, что не знаю. И это действительно так, ведь это внутренний вопрос клуба. А он пытается меня провоцировать.
- Никита Павлович, у вас наверняка есть свое мнение о конфликте Червиченко и Романцева. Чьи позиции вы поддерживали?
- Я ничьи интересы не поддерживал. Я просто считаю, что в любом случае не надо выносить сор из избы. Все эти вопросы можно было решить. Я могу сказать, что этого принципа придерживался и Лобановский.
- Выходит, что руководители вынесли сор из избы?
- Все должно быть обоюдно. И все эти выступления, и все эта критика в адрес Колоскова после злополучного матча ЦСКА - "Спартак". Я могу сказать, что я увидел арбитра Валентина Иванова и сказал ему: "Ты знаешь, что я спартаковец. Мне было обидно, что команда проиграла, но я абсолютно уверен, что твоя ошибка была непреднамеренна. Ты ошибся, но ошибку нужно было признать. В этом ты был не прав". И он признал, что это так. Хотя и ситуация там была непростая. Сначала Семак нарушил, а потом Абрамидзе хватал его за трусы, хотя спрашивается, кто его об этом просил. Все это могло послужить поводом, потому что в ракурсе сбоку он первого нарушения мог не увидеть, а второе увидел.
- А у руководства ЦСКА иное мнение.
- Ну это понятно. Просто во всех СМИ говорится о причастности ко всему этому Колоскова. А ему абсолютно все равно, кто выиграет чемпионат. Для Колоскова и РФС важно, чтобы чемпионат проводился на высоком уровне, чтобы игры были интересные, чтобы народ приходил на стадион и получал удовлетворение. А главная забота РФС - это выступления национальных сборных команд России и клубов в Еврокубках - это является рейтингом российского футбола на мировой арене. И здесь я скажу, что идти на конфронтацию с организацией, руководящей футболом в стране, не стоит. Здесь наломано много дров, и политика должна быть очень гибкой. Я уверен, что вопроса с Сычевым, ряда иных проблем не было бы, если был бы жив Николай Петрович Старостин - гибкий политик и дипломат.
- А кто бы сегодня мог заменить Старостина?
- К сожалению, никто.
- А как вы относитесь к идее "клонирования" "Спартака"?
- Если хотят еще больше наломать дров, то пусть ломают. Я категорически против, да и не только я, но и все спартаковцы в полном понимании этого слова. У нас сегодня есть два "Торпедо", но фактически ни одного, у нас были два хоккейных ЦСКА, и то же самое. Есть один "Спартак". И должен быть один. Если вам не нравится Червиченко, то нужно выкупать его акции, а на это нужны деньги. В любом случае мы должны поддерживать "Спартак". К тому же все вопросы, с которыми я обращался к Червиченко, не оставались без внимания. Например, об открытии памятников Гуляеву и Татушину, проблемы ветеранов команды. Все они решались. И когда был назначен главным тренером "Спартака" Чернышов, я его поддерживал, как любого главного тренера своего родного клуба.
- А правильно ли совмещение должностей тренера молодежной сборной и тренера клуба?
- Я вообще против любых совмещений. Со мной могут соглашаться или нет, но сегодня Чернышов должен руководить одной командой. Понятно, что расстаться с молодежной сборной сейчас, когда осталось сыграть всего три игры и у нее неплохие шансы, ему очень трудно. Здесь можно пойти на уступки. Но потом он должен передать команду другому тренеру. Психологическая нагрузка при совмещении огромная. Например, в команде Газзаева. Вот он сыграл с "Вардаром" и не прошел. Можно представить себе его состояние. Он только немного отойдет, а команде уже играть с Ирландией. Тренер не успевает психологически отдохнуть. Если здесь на его плечах лежит ответственность за клуб, то тут - уже за всю Россию. Здесь есть и вопросы селекции игроков, просмотров, поездок, не говоря уже о том, что он должен быть в курсе всего, что происходит в сборных рангом ниже. Он физически не в состоянии сделать все это, совмещая должности. Конечно, немалую роль здесь играет материальный вопрос. К сожалению, я думаю, что сегодня РФС не способен предложить те же условия, которые тренеру может предложить клуб.
- Честно говоря, несколько странно слышать от вас такое. Ведь вы воспитывались на иных примерах - Бескова, Лобановского, которые совмещали работу в клубе и в сборной.
- Я всегда был против совмещения. Если говорить о Лобановском, то у него в сборной было 11 киевлян, причем 11 лучших. Это были самые достойные кандидаты. В этом случае это еще можно понять. Но когда у тебя 3-4 таких игрока, а остальные - игроки твоего клуба, то это тоже не дело. В сборной должны играть лучшие. Есть, конечно, примеры совмещения. В период, когда мы выиграли Олимпийские игры, в сборной было 10 спартаковцев. Но главным тренером был освобожденный Качалин, а помощником - Гуляев, так как десять человек были из его клуба.
- Но ведь сегодня невозможно создать базовую команду на основе одного клуба, потому что у нас преобладают легионеры.
- Конечно. Я думаю, что это может не очень понравиться Газзаеву, но на исполкоме при избрании тренера я лично был за освобожденного тренера. И я остаюсь при своем мнении. Конечно, я хочу пожелать ему удачи, ведь у нас впереди игра с Ирландией. И если наша сборная выйдет в финальную часть чемпионата Европы, то он оправдает идею совмещения.
- А как же вы будете себя тогда чувствовать?
- Я останусь при своем мнении, но его от души поздравлю (смеется).
- Если бы была возможность, кого бы вы взяли в свою команду из иностранных игроков вашего поколения?
- Если бы я владел миллионами, взял бы в свою сборную Ди Стефано, Беккенбауэра, Круиффа, Пушкаша.
- Вы помните свой первый гол?
- Нет, не помню. Хотя я помню свой первый гол в чемпионате СССР. Тогда я волею судеб перешел в команду "Крылья Советов". Первый матч состоялся с командой "Динамо-2" (Минск) в Сухуми, где я жил. Мы тогда благодаря мне выиграли - 1:0.
- Какие события запомнились вам за последние годы?
- В негативном плане я воспринял землетрясение в Армении и распад СССР. А в положительном смысле - два события 2000 года: вручение ордена "За заслуги перед Отечеством " III степени Президентом Путиным в Кремле и вручение ордена ФИФА, которым владеют на постсоветском пространстве всего шесть человек.