18.08.2003 15:56
Власть

Геннадий Райков о собственности

Текст:  Антон Бурко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3277)
Читать на сайте RG.RU

          - В чем суть ваших предложений?

     - Нашу страну часто называют "общинной цивилизацией". Свидетельство тому - успех в России начинаний, основывающихся на общинных ценностях, и провал реформ, их игнорирующих. Например, успех реформы земского самоуправления Александра II и неудача столыпинской аграрной реформы.
     Страна давно ждет нового социально-экономического порядка, который одновременно учитывал бы общегражданские интересы и ценности с частной инициативой, основывался бы на сильных позициях общественности - народного большинства - в отношениях с властью и бизнесом, эффективно сочетал права и обязанности, служения и свободы.
     Общественная собственность признается конституциями большинства стран мира. К примеру, конституция Германии закрепляет положение об общественной собственности на землю и другие средства производства: "Земля, природные богатства и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другие формы общественного хозяйства законом, регулирующим вид и размеры возмещения".
     В конституции Франции записано: "Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью". И именно в связи с этим Франция по конституции признает себя социальным государством, предоставляющим своим гражданам ряд гарантий, например, "бесплатного и светского образования всех ступеней".
     Даже в США, в "цитадели либерализма", отношения собственности эволюционируют, приобретая признаки общественной. Так, к середине этого века Штаты планируют 50 процентов промышленных предприятий перевести в коллективную форму собственности.
     Примеров такого рода много. Во всем мире права общественной собственности не только признаются, но и расширяются (выражением такого рода прав является, например, экологическое законодательство, существенно ограничивающее экономические свободы). Везде, кроме России!

     - Но ведь существует же в России классификатор форм собственности...

     - В современном общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) понятие общественной собственности отсутствует. Так называемая муниципальная собственность слеплена по образу и подобию государственной и является по существу чиновничьей, бюрократической. По закону муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть не населению муниципальных образований, не людям, а образованиям!
     Согласно Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность - собственность муниципального образования. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (то есть глава муниципального образования, администрация и т.д.). Правомочия же населения (референдумов, сходов) в законе четко не прописаны.
     Согласно новому закону о местном самоуправлении "органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с... нормативными правовыми актами органов местного самоуправления". К последним, кстати, относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и т.п. Таким образом, "органы" сами создают правила игры, по которым осуществляют права собственности! Причем они хоть и избираются населением, но подобного рода выборы очень похожи на продажу на невольничьем рынке древнегреческого философа Диогена, зазывавшего покупателей купить себе хозяина.

     - А как же население будет осуществлять местное самоуправление, ради чего, собственно, и затевалась реформа?

     - Относительно же форм осуществления самоуправления населением, например референдумов, в законе сказано: "В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения... может (только может!) проводиться местный референдум". Причем решение о его проведении "принимается представительным органом муниципального образования", а также некоторыми другими "органами". Так что Закон надежно защищает чиновника как лицо, распоряжающееся муниципальной собственностью, и предотвращает возможности дебюрократизации местного самоуправления и развития подлинного самоуправления.
     Восстановление общественной собственности в стране является одним из самых принципиальных вопросов нашего государственного, общественного и экономического строительства. Только с развитием общественной собственности население приобретет реальные права на участие в управлении государством и контроля над властью и бизнесом. Оно позволит направить частную и государственную экономическую деятельность в русло общественного, общенародного, общегражданского интереса.
     Задача восстановления общественной собственности имеет не только юридическое и экономическое, но и политическое содержание. Во-первых, общественная собственность реализуется в правах, которые по существу являются не только экономическими, но и политическими. Они предполагают неустранимость участия граждан в отношениях по поводу обстоятельств своей жизни. Точнее, они исключают неучастие граждан в этих отношениях, а также принятие жизненно важных решений в обход мнения граждан.

Внутренняя политика "Справедливая Россия - За правду"