24.08.2003 17:41
Общество

390-летие подвига Ивана Сусанина

Корреспондент "РГ" решила пройти по следам костромского крестьянина, отдавшего "жизнь за царя"
Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3281)
Читать на сайте RG.RU

          Чтобы выяснить, действительно ли помнят Сусанина на родине, я отправилась по местам "боевой славы" Ивана Осиповича. Путь лежал в Костромскую область, а точнее - в Сусанинский район. Именно к нему теперь относятся деревеньки и болота, где несколько столетий назад разыгралась знаменитая историческая драма.

Досье

     В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно "проголосовали" за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. В то время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить отрока, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. В этот день у старосты Домнино, крестьянина Сусанина дочь замуж за Богдана Сабинина выходила. Иван, решив, что дочь и так уже не пропадет, а спасать своего хозяина да и Отечество нужно, согласился якобы отвести поляков к царю. Из деревни Деревеньки завел отряд он в низину реки Шачи, прямо на Исуповские болота. Там, по легенде, поляки его зарубили, но выбраться не смогли. Спасенного Сусаниным Михаила венчали на царство в Ипатьевском монастыре в Костроме 14 марта 1613 года. Сабининых за подвиг родственника в 1619 году царь наградил половиной Деревенек и освободил от налогов и рекрутской службы. Правда, позже, при Екатерине II, часть привилегий отняли, так как потомки патриота стали шалить: приезжающих высоких особ не чтили, а на жизнь зарабатывали разбоем и грабежом.

Грачи улетели, а церковь осталась

     От Костромы до села Сусанино ехать часа полтора-два на автобусе. От автостанции к центру нужно пройти пешочком. Все село предстает как на ладони. Обитают в селе почти четыре тысячи жителей. В селе - три школы, детский сад, птицефабрика, конезавод "Медведки", где выращивают знаменитых русских тяжеловозов, и молокозавод, выпускающий замечательный по вкусу костромской сыр.
     Но не заводы и не школы главная гордость Сусанина, а храм с колокольней, который высится на безымянной площади у пруда. По преданию, именно сусанинскую, тогда молвитинскую, белоснежную красавицу церковь изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов на картине "Грачи прилетели". Теперь в церкви - Музей подвига Ивана Сусанина, где можно послушать фонограф с песней "Жизнь за царя", посмотреть на фотографии, картины, муляжи одежды поляков и русских крестьян.
     - Музей открыли лет пятнадцать назад, - рассказывает смотрительница Галина Шохина.- Здесь, кроме муляжей одежды, сабель и ножен, есть и подлинные вещи. Польскую шашку в одном из разрушенных домов в замурованной печной стене обнаружили. А действующий фонограф прапрадед земляка из Германии привез. Инструменту больше 150 лет, а играет, как новый. Правда, из потомков Сусанина в селе никого не осталось...
     Галина подсказала, как добраться до Деревенек, где родился Сусанин, затем - до памятного камня, а уже оттуда - до деревни Домнино, вотчины Романовых. А чтобы не заплутать, посоветовала взять в провожатые кого-нибудь из местных. Моим "Сусаниным" согласилась стать очаровательная, улыбчивая барышня Татьяна Виноградова. И уж только в пути выяснилось - начальница над всем местным сельским хозяйством.
     Чтобы пешком добраться до памятных мест, нужно преодолеть 12 километров. Дорога хоть и асфальтовая, но тянется то безлюдным полем, то лесом. Хорошо, если по дороге попадется прохожий, а еще лучше тракторист, чтобы еще и подвезти. Вначале путь легок: по указателям - на деревни Сокирино или Шипилово. А вот дальше начинаются трудности: главный ориентир дороги к памятным местам у деревенских - некая бочка, стоявшая лет, эдак, тридцать. Теперь от нее, понятное дело, даже следов не осталось. А именно у нее надо свернуть налево и идти до поворота, по-местному - до "поверки". Если эти указатели проскочить, то уйти можно за тридевять земель.
     Наконец у дороги появился деревянный новенький указатель "К дому Сусанина". Теперь, правда, никакого дома тут нет, как нет и самих Деревенек. У края глухого леса притулилась небольшая часовенка. Но, как гласит предание, стоит она на месте дома Ивана Осиповича.
     - Сейчас тут глухо, тоскливо, - говорит провожатая. - Зато в год юбилея дома Романовых, было шумно и красиво. Самого патриарха доставили вертолетом. А великие княжны прикатили на кавалькаде машин с сиренами и цветами. Народу собралось видимо-невидимо. Памятник тогда же открыли.

Любимое место молодоженов

     Продолжив путь от несуществующих Деревенек по дороге, уходящей в лесную чащу, мы через полчаса уткнулись в огромный валун. Говорят, что Исуповское болото, где погибли поляки, само его выплюнуло. За камнем простирается почти до самого горизонта печальная болотная равнина, а к ней - крутой спуск.
     - У нас это самое почитаемое место - камень и болото, как Вечный огонь, - продолжает мой добровольный гид. - Невесты на счастье рядом с ними ленточки на деревьях завязывают, чтобы святой смилостивился: долгую совместную жизнь дал, да и детишками наградил.
     Местные жители лет двадцать назад упросили тогда еще облсовет болото сохранить, не высушивать. С тех пор Исуповское болото - единственное в нашей стране, которое имеет статус исторического памятника и охраняется государством. Местные туда ходят часто, особенно по осени, за утками, некоторые - лосей валить, кто-то - за ягодами.
     - Ходят тут из окрестных деревень за клюквой, бывает, теряются. Вот по осени пенсионерок - сестер из Сусанино - два дня искали. Нашли. Хорошо они в трясину не угодили.
     К самому месту гибели Сусанина, в самом центре болота, сейчас ведет тропа. Пару лет назад местная энтузиастка Галина Старченко решила превратить эти места в туристический объект. С трудом нашла инвесторов, разрешение местных властей получила, теперь экскурсии водит по местам подвига, в том числе и по болоту. А чтобы живыми экскурсантов вернуть, настил из досок - гать с соломенной основой по всей дороге (это примерно 2 часа ходу) сделали. Настил же только в этом году проложили, так что предсказать, что с ним станет через год, после зимы, сложно.
     Взрослого средней комплекции человека настил пока держит, а вот если чуть покрупнее - болото рядом с гатью начинает усиленно хлюпать. Прямо как живое.
     Подобрав палки подлиннее, мы отправились в путь. Идешь по настилу - вроде как по лесу, а приглядишься, рядом вода стоит. Местами, когда гать круто поворачивает в сторону и темные ветви болотных елей нависают над головой, становится совсем темно и жутко. Так и лезет в голову вопрос рылеевского старого ляха, оравшего проводнику: "Куда ты ведешь нас, старик бородатый? Уже ли не видишь, не видно ни зги?!"
     Но вот, наконец, долгожданная поляна. По легенде, у поляны с тремя соснами зарубили шляхи Ивана. Правда, тут сосна - всего одна и в окружении кустов. Но зато с той самой красной корой, которая якобы окрасилась каплями крови патриота.
     Обратно идти было легче: уверенность, что другого пути нет, а выйдем мы только на сушу, успокаивала.

Поляки на болото идти побоялись

     Следующий пункт нашего маршрута - село Домнино, где прятался с матерью будущий царь. На месте дома Романовых теперь стоит храм. Нас туда не пустили - идет реставрация. Зато мы поклонились могиле самого Сусанина, похороненного под деревянным крестом на погосте. Согласно легенде, когда новую каменную церковь строили, в приделе старого деревянного храма нашли захоронение. Мощи перенесли на погост, над ним крест поставили. Так и считают, что тут Сусанин лежит.
     - А чтобы не ломали пришлые, мы рядом собаку посадили на цепь в будке. Она и территорию охраняет, и крест, - говорит Виноградова.
     В этом году прямо напротив храма трапезную поставили. Гостей-туристов в ней теперь встречают, а в свободное время праздники деревенские проводят: награждения лучших механизаторов и сыроделов. Говорят, недавно поляки-туристы были. На болото побоялись идти, только по-своему у камня помолились и в храме свечку поставили.
     Однако один "поляк" в здешних местах все же остался - школьный учитель, биолог Александр Вихарев специально выучился польскому языку, чтобы гостей села в "плен захватывать". Есть, разумеется, и свой "Сусанин"
     - егерь Владимир Шахонский. Вместе они проводят экскурсии по туристическому маршруту.
     Первая экскурсия чуть было не закончилась плачевно. Один из домнинских мужиков, перебравший спиртного, улегся в теньке под кустом отдохнуть. А днем, когда проснулся, обнаружил идущего прямо на него мужика в лаптях, с бородой, посохом, в кафтане, явно с древних времен. Пьянчужка перепугался и дал деру прямо на группу туристов. А выбежав, увидел поляка с саблей! Так и кинулся прямо к нему, со словами: "У, гад, не продадим русскую землю! Не пройдешь!" Хорошо, без жертв обошлось, только одежду друг дружке чуть порвали, да и синяки понаставили.
     Вообще же в этих местах давно раскопки ведутся. То "дикие" любители истории приходят, то археологи что-нибудь копают. Так, например, по весне они обнаружили целое войско скелетов с крестиками католическими и одним православным, причем не целым, а порубленным. Решили, что нашли, наконец, тех поляков и самого Ивана Сусанина. Находку на экспертизу отдали. Но определить доподлинно, есть ли геройские мощи среди костей, практически уже невозможно. Зато можно с уверенностью поручиться: сусанинский дух из его земляков до сих пор не выветрился...

Образ жизни История Кострома Центральная Россия