Выбрать время для разговора было непросто: график работы губернатора состоял из поездок по области, встреч с инвесторами, рыбаками, одновременно Игорь Павлович вел контроль за подготовкой к зиме. И все-таки он нашел время. В конце разговора он заметил: "Правьте на ваше усмотрение". Единственное, что просил обязательно оставить в материале - мысли про энергомост на Хоккайдо и мостовой переход с острова на Большую землю. Темы, над которыми он усиленно работал в последние годы. Интервью было напечатано в региональном выпуске "РГ" "Дальний Восток" 8 августа с.г.
<br><br><B>- Игорь Павлович, население области за последние годы значительно сократилось. По данным последней Всероссийской переписи, островитян осталось менее 550 тысяч. Велико число желающих уехать на материк. Как, на ваш взгляд, это сказывается на жизни области?</B>
<br><br>- К моему глубокому сожалению, несмотря на большие изменения, происходящие в области, несмотря на активное строительство, появление сооружений, по-настоящему радующих глаз, нам до сих пор не удалось преодолеть отношение многих людей к Сахалину как к месту временного пребывания. Да, люди приезжали сюда на заработки, по распределению из вузов. Я тоже приехал на Сахалин по распределению. Но приезжали на время, а оставались надолго. И, думаю, большинство из ныне живущих на наших островах уже никуда не уедут. Но тем не менее мысль о том, что Сахалин, Курилы - лишь временное пристанище, остается и мешает относиться к этой земле как к малой родине.<BR> Посмотрите, как выглядят наши города и поселки! Совсем не так, как населенные пункты в западных территориях России. Там живут веками, передавая дома из поколения в поколение, соответственно относясь к внешнему виду построек, к любым мелочам, украшающим быт. Я, например, хоть и был тогда мальчишкой, запомнил на всю жизнь, какие ворота были у дома моего деда в Сибири. Не ворота - произведение искусства! У нас эти традиции только предстоит создать. Но мне кажется, что построить высокоэффективную экономику проще, чем преодолеть дух временщиков в сознании людей. Как это сказывается? Браконьер - это типичный временщик, который не думает о том, что останется в наших морях детям и внукам. Он за наворованные деньги купил квартиру далеко от Сахалина. Человек, оставивший в лесу непотушенный костер, - временщик. Ему нет дела, когда на этом пепелище вновь вырастет лес. Водитель, паркующий свой джип на зеленом газоне возле дома, тоже из этой породы. Он равнодушен к красоте. Это очень тяжелое наследство прошлого, преодолеть которое необходимо, чтобы выстроить достойное будущее. Это одна из главных моих забот.
<br><br><B>- Но "временных" людей было бы, наверное, значительно меньше, если бы условия жизни были лучше. Насколько эффективно используются богатства Сахалина и Курильских островов для того, чтобы каждый житель области мог чувствовать себя социально защищенным, надеяться не на выживание, а на процветание, достойное обитателя "острова сокровищ"?</B>
<br><br>- Сразу скажу: я не приемлю слов "сокровища", "богатства". Потому что мне как экономисту очевидно: природные ресурсы не есть сокровища и богатства. Это одно из средств производства, такое же необходимое, как рабочая сила, финансы, технологии. Природа щедро одарила наши острова.<BR> Например, мы можем найти золото почти в любой точке Сахалина. Но добывать его бессмысленно, потому что добыча просто не окупится. Какое же это "сокровище"? А таких полезных ископаемых, непригодных для разработки, на наших островах очень много. Впрочем, непригодных пока, при нынешних технологиях.<BR> Ведь еще не так давно мы не могли подобраться к нефти и газу на шельфе Сахалина. Не было у нас платформ, чтобы зайти в море и там добывать нефть. Сегодня с платформы "Моликпак" отгружаются сотни тысяч тонн нефти. Мы не умели бурить наклонно-направленные скважины, чтобы пробиться за несколько километров под дном моря к перспективному месторождению. А сегодня на косе Чайво заработала крупнейшая в мировой нефтяной промышленности буровая установка "Ястреб".<BR> Природных ресурсов у нас много. Насколько эффективно они используются? Недостаточно. Хотя каждый год мы добиваемся повышения налоговой отдачи от единицы производимой продукции. В нефтяной, рыбной отраслях это удается. За счет поступающих налогов выполняются социальные программы. Впервые в истории России мы через пару лет начнем продавать сжиженный природный газ. Это уже не сырье, а готовая продукция. И налоговая отдача от нее будет неизмеримо выше, чем от сырья. В области уже не идет речь о выживании - говорим о создании высокоэффективной экономики, которая поможет поднять уровень жизни сахалинцев и курильчан.<BR> Порой приходится слышать сетования: "Доколе нам быть сырьевым придатком к остальному цивилизованному миру?!" Но следует учесть: сегодня в мире идет очень четкое разделение труда. Без нас этот процесс не может состояться. Главное, чтобы мы в нем занимали достойное место. Японский капитал, высокие технологии, вьетнамская или китайская дешевая рабочая сила, наши природные ресурсы - все это должно работать на паритетных, выгодных любой стороне условиях. Это путь к процветанию, о котором мы мечтаем.
<br><br><B>- А насколько велики шансы на реализацию такого грандиозного проекта, как энергомост "Сахалин - Япония"?</B>
<br><br>- О шансах - это вопрос к Анатолию Чубайсу. Но мы поддерживаем проект. Энергомост - очень выгодное предложение. Ведь электроэнергия в Японии чрезвычайно дорогая - в несколько раз дороже, чем на Сахалине. Продавать ее выгодно, впрочем, как выгодно продавать в Японию все - там высокие внутренние цены. Поэтому идея экспортирования электроэнергии нашим соседям будоражит умы давно.
<br><br><B>- Как будут развиваться связи островов с регионами российского Дальнего Востока?</B>
<br><br>- Именно ТЭК, - считаю я,- является главным фактором дальнейшего межрегионального сотрудничества с субъектами российского Дальнего Востока. Мы сегодня поставляем нашим соседям около миллиарда кубометров природного газа, немногим более миллиона тонн нефти для Комсомольского-на-Амуре НПЗ, около 200 тысяч тонн угля (в основном на Камчатку). Цифры, прямо скажем, не очень впечатляющие. Что будет в ближайшее время? Мы сможем поставлять не менее пяти миллионов тонн нефти не только в Хабаровский край, но и в Приморье. Мы хотим кратно увеличить поставки угля. И не ограничиваться Камчаткой. Но нас сдерживает транспортная проблема. Самое крупное судно, которое может швартоваться в порту Шахтерска, водоизмещением 3000 тонн. Сколько судов надо, чтобы перевезти сегодняшние 200 тысяч тонн? А если мы планируем вывозить полтора миллиона тонн угля? Благодаря реализации шельфовых проектов произведены дноуглубительные работы в Холмском порту, продолжаем модернизацию порта Шахтерск. На очереди другие порты.
<br><br><B>- Можно ли расценивать начало работ по перешивке колеи Сахалинской железной дороги на общероссийский стандарт тоже как шаг к установлению более прочной транспортной связи с материком?</B>
<br><br>- Вы немного спешите. К сожалению, работы по перешивке колеи еще не начались. Идет подготовительная, проектная стадия. Речь действительно идет об укреплении транспортной связи с материком. Но дело не только в этом. Не придется переставлять вагоны на другие колесные пары - ускорится обработка поездов. Дорога вообще станет устойчивее, надежнее.
<br><br><B>- Следующим этапом работ на Сахалинской железной дороге будет строительство железнодорожного перехода между Сахалином и материком?</B>
<br><br>- Мы к этому придем. Ныне существующая паромная переправа, отметившая свое 30-летие, дорога, ненадежна, непостоянна. Так что в самые ближайшие годы строительство моста Сахалин - материк может начаться.
<br><br><B>- Нет ли в проектах строительства железнодорожного перехода между Сахалином и Японией?</B>
<br><br>- Он появится вне всякого сомнения. Только когда? Мир идет по пути создания новых транспортных коридоров. Так или иначе мы тоже будем втянуты в этот процесс. Правда, существует мощное лобби, противодействующее реализации проекта. Огромное количество японских морских компаний с помощью гигантских сухогрузов перевозят в Европу через Индийский океан, через Персидский залив, Средиземное море бессчетное количество контейнеров. Колоссальный грузооборот! А если эти контейнеры взвалят на себя Транссахалинская магистраль, БАМ, Транссиб? Морские перевозчики останутся не у дел. Разве они могут с этим смириться? Но, думаю, в конце концов найдется решение.
<br><br><B>- Насколько сильным сдерживающим фактором в реализации подобных широкомасштабных международных проектов является неурегулированность спорных моментов в отношениях между Россией и Японией?</B>
<br><br>- Не вижу никакой проблемы. Нашим нефтегазовым проектам это, например, не мешает.
<br><br><B>- Проекты, о которых мы сейчас говорим с вами, открывают огромные перспективы перед строителями. Сколько времени продлится этот строительный бум, что будет в строительной отрасли области после него?</B>
<br><br>- Пик строительных работ придется на 2005-2006 годы. Потом будет некоторое снижение. Но строительный комплекс уже никогда не опустится на тот уровень, что был, например, два года назад. Сейчас мы ежегодно увеличиваем объемы подрядных работ в два раза. При этом объем промышленного производства почти не растет. Пока. Но когда будут введены основные объекты, этот показатель резко поднимется. В Послании Президента России Федеральному Собранию ставится задача удвоения валового внутреннего продукта к 2010 году. Уверен, что в Сахалинской области задачу по удвоению валового регионального продукта можно решить досрочно. Будут завершены основные объекты инфраструктуры шельфовых проектов, но у строителей останется еще много работы - строить социально-культурные объекты, красивые частные дома, чтобы люди навсегда оставались на Сахалине, чтобы передавали эти дома по наследству детям и внукам. Города на Сахалине, дайте срок, будут не хуже, а, может быть, лучше, чем нефтяные столицы страны - Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургут.
<br><br><B>- Как могло бы отразиться на реализации шельфовых проектов и на развитии области в целом создание свободной экономической зоны?</B>
<br><br>- Все наши нефтегазовые проекты уже несут в своих рамках элементы СЭЗ. Ведь каков механизм СЭЗ? Снизить налоговую нагрузку, упростить механизм беспошлинного завоза оборудования и технологий и на основе этого привлечь капитал. А нас за что критикуют некоторые недоброжелатели? За то, что проекты реализуются в необычном налоговом режиме - на условиях соглашения о разделе продукции. Низкие налоги вызывают высокую инвестиционную активность. Поэтому в наши проекты пришел крупный иностранный капитал, принося с собой и новейшие технологии, без которых мы бы к богатствам шельфа подобрались еще нескоро. Что касается перспектив СЭЗ в Сахалинской области, то я их вижу в создании производственно-технологических зон глубокой переработки рыбы и морепродуктов, изготовлении на их основе медицинских препаратов. Вот за этим будущее СЭЗ на Сахалине и Курилах. Нам не стоит мечтать о том, что на островах будут производить автомобили или высокоточную электронику. У нас будет в мировом рынке своя специализация.
<br><br><B>- Нет ли опасности "оголения" бюджетной сферы из-за оттока кадров в более привлекательные отрасли?</B>
<br><br>- Такая опасность есть. Но посмотрите, что происходит. Всем известно, что в промышленной сфере самая высокая заработная плата в нефтегазовой отрасли. А сегодня средняя зарплата сахалинских строителей - 12200 рублей - самая высокая на Дальнем Востоке. Руководители многих предприятий понимают: чтобы удержать людей, надо улучшать им условия труда. Я не думаю, что все сахалинцы разом побегут работать на шельф. Но опасение, повторю, есть. Задача власти как раз в том, чтобы через перераспределение налогов добиваться повышения зарплаты, повышения заинтересованности в своем труде работников бюджетной сферы. Я надеюсь, что это станет возможным с увеличением масштабов добычи нефти и газа.<BR> Мы решительно настроены создать людям достойные условия труда, платить вовремя достойные деньги. А почему такой настрой? Может, потому, что мы не временщики на Сахалине и дух каторги все-таки сумели победить. </P>