25.08.2003 17:42
Экономика

Новый транспортный коридор

Текст:  Дмитрий Попов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3281)
Читать на сайте RG.RU

        Любому развитому государству необходимо иметь современную, а значит, гибкую систему организации грузопотоков по стране и за рубеж. Систему, которая может решать задачи не только перевозчиков, транспортных компаний и грузоотправителей, но и более масштабные. Таких как регулирование развития экономики страны, отдельных отраслей и регионов. И российское Правительство постепенно добивается оптимизации грузопотоков и выстраивает именно такую систему.

     Принципиальные проблемы на этом направлении практически уже решены, теперь на очереди частности. Например, Правительством рассматривается возможность корректировки железнодорожных тарифов на перевозки экспортных грузов в направлении Архангельского и Кандалакшского морских портов.

     В существующих условиях стоимость перевозки одного из основных экспортных ресурсов - угля через эти порты была почему-то выше, чем, например, через Ригу и Таллин. При поставках экспортного угля из Кемерова через рижский порт транспортная составляющая (включая железнодорожный тариф, ставку перевалки в порту и фрахт) меньше, чем при таких же поставках через порт Кандалакша приблизительно на 10 процентов. И с введением в действие нового тарифного прейскуранта в конце августа нынешнего года проблема решается не полностью. Таким образом, невольно создаются благоприятные условия для направления экспортных грузопотоков углей через зарубежные порты Балтийского региона, а малозагруженные российские порты Севера заведомо ставятся в неравное положение.

     Теперь Правительство решило детально разобраться в существующих проблемах. Минтранс предлагает принять понижающие коэффициенты на перевозки в направлении этих портов. Скажем, для углей Печорского бассейна - 0,85, а для углей Кузбасского бассейна понижающий коэффициент - 0,67. По мнению специалистов, это позволит устранить перекосы в тарифной политике и добиться того, чтобы экспортные грузы обслуживались не в иностранных, а в российских портах, что, конечно же, экономически выгоднее для страны.

     А технические возможности транспортировки угля через российские северные порты есть. Не так давно Архангельский и Кандалакшский порты подготовили новые универсальные причалы для переработки экспортных углей. В результате пропускная способность каждого из них поднялась до 1 миллиона тонн в год. Однако из-за неконкурентоспособности транспортных расходов эти мощности по большей части простаивают. Выравнивание транспортных издержек позволит обеспечить порты постоянной загрузкой. Но и это еще не все.

     Направление потоков угля в порты Кандалакши и Архангельска поможет решить многие проблемы. Так, загрузка портовых мощностей будет способствовать развитию региона, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений. МПС получит инструменты оперативного перераспределения грузопотоков с других портов Северо-Запада, что особенно актуально в зимний период.

     Кроме того, поддержка северных портов имеет и стратегическое для страны значение. Кандалакша и Архангельск смогут участвовать в обеспечении летнего завоза продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера каботажными судами по Северному морскому пути. Наконец, без этих портов просто немыслимо освоение прибрежного шельфа полезных ископаемых. Ведь по данным геологов, Арктический бассейн изобилует запасами газа и нефти. Однако месторождения остаются неразведанными, так как жизнь региона, во многом существующего благодаря северным портам, "заморожена" вместе с этими самыми портами.

ВЭД Железные дороги Мурманская область Архангельск Минтранс Северо-Запад