Заканчивается все примерно одинаково - погибшие и раненые люди, искореженная техника, огромный ущерб. Зачастую причиной столкновений становится так называемый человеческий фактор - ошибки экипажей и авиадиспетчеров. Но резонно задать и такой вопрос: неужели современный уровень развития науки и техники не может предложить средство защиты, помогающее человеку избежать этих ошибок? Ведь если бы уровень технического оснащения вертолетов соответствовал современным требованиям, катастроф было бы куда меньше.
Назовем лишь некоторые из них.
В 1988 году в Ленинакане транспортный самолет Ил-76 столкнулся в воздухе с военным вертолетом Ми-8. Катастрофа унесла жизни 78 человек.
В 1992 году при заходе на посадку на военный аэродром в Абхазии вертолет Ми-6 зацепил лопастями находившуюся на стоянке однотипную "вертушку". Обошлось без жертв.
В 1997 году экипажи самолета Ан-12 и вертолета Ми-8 попытались одновременно совершить посадку в аэропорту Нарьян-Мара. Погибли 8 человек.
Причины столкновений вертолетов с воздушными судами и с наземными объектами весьма разнятся, но, исходя из статистических данных, две трети всех катастроф происходят на малых высотах. Визуально контролировать расстояние до возможных препятствий весьма сложно. Чтобы увидеть конец лопасти Ми-8 в момент, когда она находится под прямым углом к продольной оси вертолета, пилоту надо повернуть голову аж на... 120 градусов. Малейшая ошибка может привести к аварии, а то и к катастрофе.
По логике вещей, вертолет должен сам узнавать об опасном сближении и моментально информировать о нем экипаж. Вся абсурдность ситуации в том, что такие системы в России уже созданы, только вот существуют они лишь в виде экспериментальных образцов.
Одна из таких систем позволяет надежно оградить винтокрылые машины от столкновения с высоковольтными линиями электропередачи даже в самую плохую погоду. Как показали исследования, разница температур между ЛЭП и окружающим воздухом достигает нескольких градусов независимо от того, течет ток по проводам или нет. А значит, ЛЭП можно уверенно разглядеть на расстоянии примерно в километр, используя самый известный тепловизор. Экипаж узнает об опасном препятствии за несколько десятков секунд, а значит, успеет избежать столкновения. Существуют разработки, оповещающие летчиков о любых потенциально опасных предметах.
Увы, об этих новинках нашим вертолетчикам остается пока только мечтать.
Назовем лишь некоторые из них.
В 1988 году в Ленинакане транспортный самолет Ил-76 столкнулся в воздухе с военным вертолетом Ми-8. Катастрофа унесла жизни 78 человек.
В 1992 году при заходе на посадку на военный аэродром в Абхазии вертолет Ми-6 зацепил лопастями находившуюся на стоянке однотипную "вертушку". Обошлось без жертв.
В 1997 году экипажи самолета Ан-12 и вертолета Ми-8 попытались одновременно совершить посадку в аэропорту Нарьян-Мара. Погибли 8 человек.
Причины столкновений вертолетов с воздушными судами и с наземными объектами весьма разнятся, но, исходя из статистических данных, две трети всех катастроф происходят на малых высотах. Визуально контролировать расстояние до возможных препятствий весьма сложно. Чтобы увидеть конец лопасти Ми-8 в момент, когда она находится под прямым углом к продольной оси вертолета, пилоту надо повернуть голову аж на... 120 градусов. Малейшая ошибка может привести к аварии, а то и к катастрофе.
По логике вещей, вертолет должен сам узнавать об опасном сближении и моментально информировать о нем экипаж. Вся абсурдность ситуации в том, что такие системы в России уже созданы, только вот существуют они лишь в виде экспериментальных образцов.
Одна из таких систем позволяет надежно оградить винтокрылые машины от столкновения с высоковольтными линиями электропередачи даже в самую плохую погоду. Как показали исследования, разница температур между ЛЭП и окружающим воздухом достигает нескольких градусов независимо от того, течет ток по проводам или нет. А значит, ЛЭП можно уверенно разглядеть на расстоянии примерно в километр, используя самый известный тепловизор. Экипаж узнает об опасном препятствии за несколько десятков секунд, а значит, успеет избежать столкновения. Существуют разработки, оповещающие летчиков о любых потенциально опасных предметах.
Увы, об этих новинках нашим вертолетчикам остается пока только мечтать.