28.08.2003 18:40
В мире

Союзный бюджет

Сегодня требуется новый подход к формированию экономической стратегии нашего Союза
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (134)
Читать на сайте RG.RU

     - До тех пор пока не будет сделан качественный анализ выполнения союзного бюджета текущего года, - считает Сергей Макарович, - говорить о полноценной работе по планированию нового по меньшей мере сложно. Мы с нетерпением ждем ближайшего заседания Совмина Союзного государства и, конечно же, встречи президентов в рамках работы Высшего Госсовета. Только после этого заседание Парламентского собрания Союза Беларуси и России может быть продуктивным.

     Вряд ли можно поспорить с тем, что отбор, разработка, финансирование и контроль за ходом реализации союзных программ требуют существенного улучшения и совершенствования. Только так можно избежать срыва сроков реализации проектов и их недофинансирования. Одной из тенденций, характерных для последнего времени, является сокращение количества союзных программ экономического профиля. К примеру, если в 2000 году их было 15, то в текущем году осталось всего лишь восемь. Все это ведет к уменьшению объема союзного бюджета, потому что только экономические проекты способны окупаться и приносить прибыль не в далеком будущем, а уже сейчас, создавая тем самым надежный фундамент для Союзного государства. Пока же финансовые средства невелики: союзный бюджет прошлого года составил около 10 процентов бюджета Минска, а размер финансирования программных мероприятий бюджета Союзного государства на текущий год составляет менее процента внешнеторгового оборота между нашими государствами.

     Полагаю, с этим мнением согласятся многие мои коллеги: сегодня нужен несколько иной подход к формированию экономической стратегии нашего Союза, чем тот, что был характерен для прошлых лет. Заслуживает внимания опыт Евросоюза, где научно-техническая политика считается важнейшим из приоритетов. Там институты ЕС формируют благоприятный инвестиционный климат для компаний, которые работают на общеевропейскую стратегию. Да и сам Евросоюз финансирует только те виды программ, которые отражают общие, а не национальные интересы. Как красноречивый пример можно привести опыт ЕС в развитии информационных технологий. Там задействованы десятки компаний различных отраслей и стран.

     Нет сомнений, что создать конкурентоспособную экономику мы можем, только объединив усилия в области высоких технологий. Поэтому именно такие программы должны иметь приоритет при формировании союзного бюджета. Но для того чтобы в этот список не попадали случайные проекты, назрела необходимость в создании независимого научного экспертного совета. Кому он будет подчиняться? Не думаю, что это очень дискуссионный вопрос. Более важно, чтобы туда вошли специалисты высочайшего профессионального уровня, государственники, душой болеющие за будущее Союза.

     По мнению многих моих коллег, заслуживает внимания и такое предложение: нужно, чтобы Совет Министров Союзного государства одновременно с проектом бюджета представлял депутатам и бюджетное послание. Такой документ мог бы давать анализ экономических параметров текущего года, прогнозировать макроэкономические показатели экономического развития двух государств, отражать направления формирования доходной части бюджета Союзного государства и детализировать политику формирования его расходной части. Тогда были бы более четко представлены приоритеты финансирования в соответствии с целями стратегического развития Союзного государства. В таком документе могли бы иметь место и предложения по повышению эффективости использования бюджетных ресурсов.

     В изменении нуждается и сам механизм формирования и утверждения союзного бюджета. Об этом депутаты не раз говорили на своих встречах. Полагаю, этот вопрос достоин обсуждения и на уровне союзного Совета Министров. Действующая процедура разработки и принятия союзных программ чересчур сложная и все-таки несовершенная: для утверждения любого совместного проекта необходимо как минимум дважды обращаться за одобрением в правительства Беларуси и России. Соответственно, по каждой программе затем принимается два решения союзного Совмина, что значительно удлиняет процедуру и сроки принятия программ. От этих барьеров нужно избавляться. Иначе перспективные союзные задумки могут остаться только благими намерениями.

     

Беларусь