В департаменте продовольственных ресурсов г. Москвы настроены благостно: уверяют, что с овощами, фруктами и, собственно, бахчевыми никаких проблем у москвичей этой осенью не будет. Напротив, будет выбор живых витаминов. Договора с производителями заключены на год вперед, так что, мол, дело за покупателем: пробуйте и выбирайте дары природы на вкус и цвет. Вот только, если эти самые вкус и цвет вас не устраивают, трудно найти крайнего. Вопрос о том, кто именно контролирует выполнение этих многочисленных соглашений о поставках и урожай какого качества доходит в итоге до потребителя, завис в воздухе. И территориальные торговые инспекции, и общества защиты прав потребителей держатся в стороне от этой проблемы.
- Договора с фермерами остаются исключительно на бумаге,- негодует президент Ассоциации фермерских хозяйств Астраханского края Николай Челобанов,- выращивать наши знаменитые сортовые арбузы стало делом невыгодным.- Со своим урожаем мы можем беспрепятственно попасть в крупные города, такие, как Москва или Питер, только на две-три показательные выставки-ярмарки. В этом случае на лобовые стекла машин крепятся названия этих официальных мероприятий высокого уровня, так что нас никто не останавливает.- Но выезды на такие ярмарки выгодными не назовешь: там мы продаем не больше десяти машин арбузов и овощей просто потому, что больше за два-три дня не продашь. Правда, чиновники, которые приезжают на выставку, восторгаются нашими арбузами и помидорами. Обещают всякое содействие. Но на деле для фермеров дорога в Москву или Питер давно заказана.
Еще недавно фермеры пытались прорваться в столицу с единственной целью - если не заработать, то хотя бы окупить производственные расходы. Но как бы не так: на подъезде к Москве проезд фурам с арбузами преграждали непонятные люди. Они ставили короткий ультиматум: либо отдаете товар по нашей цене, то есть всю машину за тысячу-полторы рублей, либо они расстреляют груз. Многие продавали товар за бесценок, чтобы частично окупить бензин.
В последнее время наши астраханские фермеры уже не возят урожай в столицу, просто боятся, что их опять остановят и обворуют. Итог печальный: за три года в несколько раз упали объемы производства лучших астраханских сортов.
Теперь процесс закупки происходит стихийно: из города к бахче приезжают на грузовиках какие-то люди и за рубль-два скупают еще недозрелые арбузы.
За новыми, более спелыми, эти закупщики не приезжают, пока не продадут предыдущую партию. Так что неудивительно, что в Москве до сих пор нет спелых астраханских арбузов: гниют на полях.
Причем такой заслон поставлен не только фурам с арбузами, дорожная мафия останавливает и машины, которые везут другие овощи и фрукты.
Как реагируют на такой беспредел сотрудники правоохранительных органов?
- В последнее время овощная мафия сменила место дислокации, - рассказал корреспонденту "РГ" пресс-секретарь УБЭПа г. Москвы Филипп Золотницкий. - Теперь тех, кто хочет продать свой урожай, так называемые посредники ждут непосредственно у рынков, а не за пределами города, как раньше. Рыночные бандиты ведут себя теперь более интеллигентно, не угрожают расправой, всегда стараются договориться мирно, но по-прежнему не дают возможности торговать производителям по приемлемым для них ценам и скупают товар по цене в семь-восемь раз ниже рыночной. В случае отказа просто не пускают торговать ни на рынке, ни за его пределами. - Чтобы задержать вымогателей,- продолжает Филипп Золотницкий,- сотрудники УБЭПа несколько раз в месяц организовывают засады. К примеру, грузят "газель" всякой всячиной и стараются на общих основаниях занять на рынке торговое место. Тем, кто мешает заниматься честной предпринимательской деятельностью, то есть "монополизирует цены и ограничивает конкуренцию", грозит уголовная ответственность до пяти лет лишения свободы по статьям 178 и 179. Вот только мало кого удается задержать по этим статьям: увы, сотрудников УБЭПа опытные плодоовощные шантажисты знают в лицо. А сами горе-фермеры, которым дали от ворот поворот, не желают писать заявление о случившемся в УБЭП. Хотя тамошние сотрудники обещают помочь: и товар продать, и обеспечить надежное прикрытие. Но мало кто хочет рисковать, а без документальных показаний против тех, кто на основании силы и безнаказанности диктует свои рыночные условия, ситуация с завышенными ценами и узким ассортиментом остается без изменений.
Кстати, в девяноста случаях из ста такой грабеж средь бела дня происходит с благословения рыночной администрации. Вымогатели часто представляются сотрудниками администрации, даже имеют при себе соответствующие удостоверения и фирменные бэйджики, нередко их лица мелькают в здании администрации. Но когда сотрудникам УБЭПа удается их задержать, то оказывается, что в штате такие не числятся. А дирекция только недоуменно всплескивает руками: "Как же мы таких мошенников у себя на территории не заметили?"