01.09.2003 18:56
Общество

Борьба с крысами в Питере

Где взять палочку с семью дырочками, чтобы освободить город от крыс?
Текст:  Юрий Звягин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3286)
Читать на сайте RG.RU

           По крайней мере, председатель комитета по содержанию жилищного фонда Владимир Хренов на заседании правительства города 14 августа обещал к этой дате провести полную внеплановую дератизацию (так называется "по-научному" борьба с крысами) жилых домов. По идее, после этого с крысами в городе если бы не было покончено, то уж по крайности серые разбойники должны были перестать беспокоить мирных граждан. Естественно, сию радостную весть тут же сообщили гражданам ряд средств массовой информации. И все начали ждать. Но... не состоялось. Да, не нашлось в городе на Неве гамельнского крысолова.

     А вообще-то крысоловы в Петербурге есть. Называются они дезинфекторами. Если вдруг у вас в подъезде появляется женщина в халате, перчатках и марлевой повязке, которую интересуют такие экзотические места, как чердаки и подвалы, знайте - это наши отечественные борцы с крысиной напастью.

     - Привет, ребята! Я тут переоденусь в рабочее, так вы смотрите, мои вещи не трогайте, - обращается улыбчивая невысокая старушка к троице бомжей, уютно расположившейся в подвале городской многоэтажки.

     - Что ты, Адамовна, разве же мы тебя не знаем? Работай спокойно, - отзывается пропитого вида мужичок в драном плаще. - Нам от этих гадов тоже только одни неприятности, воруют все.

     Веру Адамовну, дезинфектора с двадцатилетним стажем, в "подземном" мире юго-запада Петербурга знают действительно буквально все. У бомжей с крысоловами не только общие "любимые места обитания", но частенько и общее дело. Ведь для того, чтобы можно было раскладывать приманки и яды для крыс, необходимо сперва вычистить мусоропровод. А кто этим будет заниматься? По словам начальника отдела санитарного содержания и благоустройства комитета по содержанию жилфонда Надежды Кузнецовой, до 60 процентов рабочих мест мусоропроводчиков остаются вакантными. Жилконторам частенько приходится подряжать на эту работу местных бомжей. Результат такого сотрудничества - соответствующий. Приезжают крысоловы работать, а в переполненном мусоросборнике спит себе вдупель пьяный сборщик (такую историю мне рассказали в Красносельском отделении станции профилактической дезинфекции). Ну, все равно сыплют отраву, да только эффективность-то такой работы... сами понимаете.

     Средневековому Гамельну, чтобы избавиться от грызунов, хватило одного крысолова. Сколько их в современном Петербурге, никто не знает. Когда-то знали, поскольку занималась этой работой одна-единственная государственная организация. Но потом на самом верху, в столице, решили: надо развивать конкуренцию. Разрешили бороться с крысами всем, кому не лень. Даже лицензирование отменили (в свете нынешней борьбы с терроризмом интересное решение, если учесть, что дезинфекторы имеют дело с серьезными ядами). И что нам принесло развитие рыночных отношений в деле дезинфекции? На заседании городской чрезвычайной санитарно-противоэпидемиологической комиссии были озвучены цифры: за полгода 90 человек обратились за медицинской помощью по причине укусов грызунов, заболеваемость лептоспирозом (переносимой крысами опасной болезни) в 1,5 раза больше, чем в среднем по стране ("Летальность этой болезни у нас 30 процентов", - сказала мне заведующая отделом особо опасных инфекций ГСЭН Галина Волкова). Народ жалобами заваливает: житья от крыс нет. "В одном доме люди, прежде чем выйти из квартиры, колотили в дверь, чтобы прогнать крыс с площадки", - рассказывают дезинфекторы. И называют конкретный адрес.

     В общем, как говорится, за что боролись, так вам и надо. Зато деньги для бюджета сэкономили. По словам главного врача Санкт-Петербургской городской дезинфекционной станции Минздрава Юрия Шияна, в бюджете города предусматривается выделить на дератизацию одного квадратного метра жилого фонда 21 копейку в год, а в результате проведения тендеров цена снижена до 12-13 копеек. Правда, на эти 12 копеек нельзя даже потребное количество яда купить. Но кого это волнует? Зато после у председателя КСЖФ появляется возможность сказать: "От их яда крысы не дохнут, а жильцы обвиняют жилищников".

     После посещения Петербурга главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко пошла речь о необходимости немедленного выделения 50 миллионов рублей для проведения внеплановой дератизации. Тогда-де поголовье крыс удастся свести к минимуму. Правда, откуда взять эти миллионы, никто так и не знает. В бюджете города они не предусмотрены, а пересматривать его накануне выборов губернатора вряд ли кто-то будет. Но, самое главное, большинство специалистов в области борьбы с грызунами, с которыми мне удалось переговорить, сходятся в одном: разовая акция не приведет к желаемому результату. Если не убирать мусоропроводы, не осушать подвалы, не заделывать дыры, через которые крысы проникают в дома, не латать асфальт на подходах к домам (именно в таких дырах крысы любят селиться и именно оттуда они проникают в подвалы) и не выполнять еще ряд серьезных (и дорогостоящих) работ, то внеплановая травля грызунов только на время уменьшит поголовье крысиного стада, а потом снова начнет расти.

     Кстати, вы не помните, чем там, в Гамельне, дело завершилось? Помнится, тогдашние отцы города тоже решили сэкономить бюджетные деньги. Правда, в отличие от нынешних уже задним числом. Так ведь все равно плохо вышло.

     Хотя... Это под волшебную палочку с семью дырочками не только крысы пляшут. А шелест бумаг если и может кого-то заворожить, так только самих их авторов.

Здоровье ЖКХ Санкт-Петербург Минздрав Северо-Запад