02.09.2003 12:07
Экономика

Агрокризис и ВТО

Как только в России кончились урожаи, стало ясно, что у нас нет аграрной политики
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3287)
Читать на сайте RG.RU

     На самом деле это сенсация. Но не такая уж новость. Список шараханий аграрных чиновников хорошо известен, и он впечатляет. Об этом недавно говорил советник Президента РФ по экономической политике Андрей Илларионов. Он напомнил, что "сельхозники" трижды просили денег на один урожай. Сначала - льготные кредиты на сев (засеять как можно больше). Потом - на экспорт излишков и, наконец, на интервенции (когда стало ясно, что вырастили "слишком много"). Складывается впечатление, говорил советник, что каждое решение принималось спонтанно и изолированно. Ему вторит и высокопоставленный чиновник из Минфина, который задал риторический вопрос - а надо ли было столько выращивать? - и выразил сомнение в том, что в России вообще есть аграрная политика. Но, к слову, именно Минфин до предела затормозил начало закупок излишков зерна в резерв, из-за чего их эффективность получилась не такой, как могла бы быть.
     Однако, вспомнив об интервенциях, зададим вопрос: а когда проснулись власти, когда поняли, что лишку вырастили? В июне 2002 года о большом урожае говорил уже весь бизнес, а официальные оценки упрямо держались на скромном уровне 70 миллионов тонн (а собрали 86). Что это было, незнание или сознательная игра на повышение цены зерна, осталось неведомо. Лишь в июле власти забили тревогу. Похоже, утомившись от активности прошлого года, в этом, неурожайном году чиновники выбрали другую стратегию - бездействие как лучший способ действия. Цена оптимальна, хлеба хватит, он не дорожает, точнее, растет в цене плавно и медленнее, чем прочие продукты питания.
     Корень проблем АПК, и не только российского - катастрофическая потеря доходности: крестьяне делают продукт, который расхватывается влет, но не могут на нем ничего заработать. В разное время с этим столкнулись все развитые страны и придумали, как с этим бороться. Европа нашла выход в жестком ограничении производства и компенсации фермерам потерь от ограничений "живыми" деньгами. Другой путь - американский. Там нет никаких ограничений на производство, но государство забирает с рынка все излишки. Поставляя в Россию гуманитарную помощь, Штаты просто спасали себя: запасы на государственных складах превышали тогда все мыслимые пределы. Из той же серии - столь любимые в Америке раздачи хлеба бедным и бесплатные обеды в школах: не от доброты, а от безысходности и целесообразности.
     В России ни один из этих механизмов работать не будет по простой причине - у государства нет денег ни на дотации, ни на закупки в резерв. Значит, надо искать другой путь. Какой и ищет ли его кто-нибудь? Очень хороший вопрос.
     Урожай двух последних лет давал прекрасный шанс найти российскую модель развития АПК и уже запустить ее в жизнь. Кроме того, что зерна было просто физически много, играли роль два фактора: мы были далеки от ВТО, и ЕС еще только планировал присовокупить к себе страны Прибалтики. Сейчас и там и тут явный прогресс. Расширение ЕС означает, что прибалтийские фермеры, и так наши извечные конкуренты, автоматически получают полный пакет государственной поддержки, после чего начнут продавать нам свое масло и мясо по такой цене, от которой просто невозможно будет отказаться. По поводу ВТО Сергей Данкверт, участник переговоров в Женеве, сделал и вовсе сенсационное заявление. Он сказал, что с тех пор, как пошли разговоры о реальных сроках вступления, на аграриев началось массированное давление (с российской стороны). Чтобы поспеть, надо сдать позиции, и прежде всего в аграрном секторе, где, как считается российскими экономистами, толку все равно не будет. В отличие от наших светил экономики, не менее умные светила в ВТО верят, что Россия потенциально может подняться и составить конкуренцию европейским фермерам. Автор этих строк недавно беседовал с одним из экспертов ВТО. В России была в разгаре дискуссия, надо ли регулярно экспортировать зерно, а этот эксперт мне сказал: "Мы тут подсчитали, что вы обречены на экспорт, потому что у вас всегда будет излишек продовольственного зерна, которое глупо скармливать скоту. Вы конкурентоспособны даже без господдержки".
     Нельзя сказать, что уникальная и политическая, и природная фора была безнадежно упущена. За это время появилось множество идей, однако одни не реализованы, другие пошли в жизнь и уже вызвали массу вопросов, и все это никак не складывается в целостную картину. Взять финансовое оздоровление села. Около полугода на столе Президента лежал неподписанный указ о списании крестьянам пеней и штрафов на 57 миллиардов рублей. Почему колебался Президент, стало понятно, едва указ был- таки подписан (не без политического давления - "за" высказалась "Единая Россия"). Едва ли не на следующий день Президент поручает разобраться с приватизацией в сфере АПК. Оказывается, отрасль заполнена фиктивными банкротствами, когда активы уводятся в новую, "чистую" фирму, а долги продолжают висеть на старом колхозе. Кого оздоровлять, эти "мертвые души"? Простой вопрос - а что будет, если взять и простить завтра вообще все долги, не образуются ли они снова?
     Другой потуг - ставка на биржевую торговлю, которая должна дать рынку справедливую цену. Действительно, в России рынок ориентируется или на официальные прогнозы, о качестве которых мы уже говорили, или на мнения "независимых экспертов", на поверку повязанных или с минсельхозом США, или с кем-то из крупных трейдеров. В мире не так: есть две точки отсчета - цена на зерно в Мексиканском заливе, на барже, и на бирже в Роттердаме. Напомним, что года три назад Минсельхоз РФ пытался наладить торговлю зерном на бирже. Оказалось - у государства кишка тонка, денег нет, чтобы быть игроком. Теперь руководитель департамента Минсельхоза Павел Винтовкин говорит, что закупать продукты для государственных нужд на бирже мешают законы. Хотя покупать для этих нужд на бирже "горючку" они не мешают - первая такая биржа уже заработала.
     Что еще задумано, но не сдвинуто? Страхование урожая (желательно через биржу, по системе фьючерсных контрактов). Предсказуемая политика цен на ГСМ и электричество для нужд АПК - хотя бы на год вперед. Выработка такого механизма, чтобы экспорт того же зерна стал не "политической задачей" и не поводом закидать кого-то шапками, а банальным и прагматичным инструментом регулирования рынка. Нормальная таможенно-тарифная политика. Система контроля качества. Список можно продолжать, но это будет набор прекрасных задумок, которые все равно не складываются в систему. Да один только факт: никто из экономистов не сел и не просчитал, каков оптимальный баланс своих и импортных продуктов на российских прилавках? Чтобы импорта было не слишком мало (тогда свои крестьяне разленятся да и цену начнут наращивать) и не слишком много (тогда крестьяне просто загнутся).
     Естественно, всплывает вопрос: кто виноват? Послушать финансово-экономический блок Правительства - так "колхозники" (негласное прозвище аграрных чиновников). Послушать Минсельхоз - ровно наоборот. Похоже, правы оба. Вот аргумент из Минсельхоза: еще в прошлом году Минсельхозу было ясно, что нынче пойдет резкое снижение производства молока. Минэкономразвития оповестили. Было время найти решение. Его никто не искал, говорит Сергей Данкверт. Другой пример с его слов: "Каждый год я должен доказывать комиссии по защитным мерам (она в ведомстве Минэкономразвития. - Прим. ред.), что масло из Новой Зеландии вредит нашему производству. Тогда как ЕС просто поставил на него пошлину в 234 процента, и все. Там никому ничего не надо доказывать".
     В свою очередь в Минэкономразвития считают, что разработка политики - дело Минсельхоза. Там парируют - нет людей. У самого Данкверта высшее внешнеторговое образование, и я видел, как он на равных дерется с "зубрами" из ЕС и ВТО. Но данквертов в Минсельхозе, мягко говоря, мало. В Минэкономразвития тоже третий год пустует кресло зама по внешней торговле. Максим Медведков, которому поручили это дело отслеживать, не разгибается в Женеве и в Брюсселе и, по моим субъективным наблюдениям, стал похож на высушенный лист (это не ирония - нагрузка колоссальная). А спецы, рядовые эксперты бегут в бизнес что из Минэкономразвития, что из Минсельхоза.
     - Мы не снимаем с себя ответственности, но все это надоело, - в сердцах говорит Данкверт.
     Между тем перед глазами - пример Украины, которая год назад и не думала о какой-то аграрной политике. Зерна навалом, торгуй! Вывезли все. Теперь ходят по миру. Это не злорадство - Россия хоть и не свалилась в пропасть по той же причине, но балансирует на краю. И у нас ведь вывезено зерна на миллиарды долларов, но где эти доллары? У посредников? В оффшорах? У хитрых председателей под подушкой? Но явно эти деньги в большинстве своем в АПК не вернулись.
     Короче, цельную картину аграрной политики надо срочно рисовать. Кисти вроде есть, краски тоже - за художниками дело стало. Ну а с ними известно какая петрушка: то за столетие родятся сразу и Репин, и Саврасов, и Врубель, а то - пустота, только мальчишки на стенах из баллончиков свои граффити рисуют. Хулиганы.

АПК ВТО Европейский союз