04.09.2003 17:44
Экономика

ФОМС проверили

Текст:  Алексей Павлов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3289)
Читать на сайте RG.RU

 

     - Каковы результаты проверки Счетной палатой деятельности Федерального фонда ОМС?

     Геннадий Батанов:
     - Целью любой нашей проверки является не только выявление недостатков в расходовании бюджетных средств, но и оказание методической помощи государственным структурам и организациям по правомерному исполнению бюджетного законодательства. Если говорить о государственных внебюджетных фондах и конкретно о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, то скажу, что деятельность этой организации подвергается нашей проверке ежегодно. А в формировании ее бюджета Счетная палата принимает участие второй год.
     Именно по рекомендации Счетной палаты были внесены дополнения в закон об исполнении бюджета ФОМС за 2002 год в виде отдельной статьи в части финансирования территориальных программ "Охрана материнства и детства". Эти программы имеют высокую социальную значимость и направлены прежде всего на снижение уровня детской и материнской смертности. Кроме того, впервые Законом "О бюджете Федерального фонда ОМС на 2003 год" на эти цели уже предусмотрено направлять средства субвенций в размере до 10 процентов от их общего объема.
     При формировании бюджета на 2004 год были учтены и ряд других наших предложений, позволяющих сделать его расходную часть четкой и прозрачной.
     Если говорить конкретно о недостатках, то в целом фактов серьезных нарушений при использовании средств ФОМС обнаружено не было. Большинство выявленных нами случаев нецелевого и неэффективного расходования средств носят общесистемный характер ввиду несоответствия нынешнего закона о медицинском страховании Бюджетному, Налоговому кодексам и ряду других законодательных документов.
     Проверка показала значительное превышение фактически полученных доходов и произведенных расходов над изначально запланированным бюджетом ФОМС. В первую очередь это было вызвано превышением показателей поступления единого социального налога над прогнозными, которые послужили ориентиром при формировании бюджета. Главная причина этому - несоответствие предоставляемых МНС плановых параметров к реальной картине поступления средств единого социального налога. Так, в прошлом году плановые задания по ЕСН были ниже реально выполненных на 30 процентов, что не позволило реалистичным образом рассчитать и спланировать бюджет ФОМС.
     Основная часть средств ФОМС была израсходована на выделение субвенций территориальным фондам для финансирования программ обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью Программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в субъектах Российской Федерации (утверждается ежегодно Правительством РФ. - Ред.).

     - Андрей Михайлович, какие приоритетные задачи стоят перед Федеральным фондом ОМС?

     Андрей Таранов:
     - В соответствии с Уставом, утвержденным Правительством РФ, одной из основных задач Федерального фонда ОМС является финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд реализует эту функцию путем выделения субвенций для выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, на нас возложена задача по методическому обеспечению системы ОМС, что заключается в разработке нормативных актов, регулирующих ее деятельность, в выполнении контрольно-ревизионной функции, текущего анализа.

     - Во время своей проверки Счетная палата РФ особое внимание уделяла вопросам направления субвенций в регионы. В чем здесь существует проблема?

     - Если говорить об общем порядке, то предоставление субвенций осуществляется на основании Положения о выделении субвенций, зарегистрированного в Минюсте России. В соответствии с этим положением субвенции выделяются на основании предусмотренной формы заявок, достаточно объективно отражающей финансовое состояние территориального фонда ОМС на момент обращения и учитывающей его потребности в денежных средствах.
     А чтобы была понятна суть проблемы, которая не позволяет этому экономическому механизму работать в полной мере эффективно, приведу всего несколько цифр. За 2002 год на финансирование Программы государственных гарантий из средств ОМС было направлено 133,4 миллиарда рублей. При этом образовался дефицит на сумму 85,2 миллиарда рублей. Основная его причина - недостаточный объем страховых взносов неработающего населения, перечисляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Если учесть, что весь бюджет ФОМС за прошлый год составил 5,1 миллиарда рублей, говорить о возможностях реального выравнивания финансирования программ государственных гарантий действительно не приходится.

     - А как вы осуществляете контроль за использованием выделенных средств?

     - Это происходит на основании анализа представленных территориальными фондами данных об использовании средств субвенций. Факт нецелевого использования субвенции устанавливается в оперативном режиме, а также по результатам проверок территориального фонда ОМС контрольными органами Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, КРУ Федерального фонда ОМС.
     В соответствии с Законом о бюджете ФОМС с этого года появилась статья, предусматривающая возврат субвенций в случае их нецелевого использования, но такой необходимости по результатам проверок пока нет.

     - Сейчас много говорят о предстоящей модернизации системы ОМС. В чем будут заключаться ее основные положения?

     - Основная задача - укрепление финансовой базы системы ОМС, приведение в соответствие имеющихся финансовых ресурсов и ее обязательств. В рамках модернизации предстоит кардинальным образом решить проблему перечисления средств на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в субъектах РФ. В качестве одного из вариантов предлагается законодательно закрепить за органами местной исполнительной власти подушевые нормативы финансирования медицинского страхования неработающего населения.
     Чтобы обеспечить эффективное выравнивание условий финансирования программ ОМС во всех регионах и покрыть дефицит территориальных программ государственных гарантий, необходимо закрепить в готовящемся проекте закона "Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ" положения, предусматривающие повышение уровня централизации средств единого социального налога в Федеральном фонде ОМС до 1,5 процента.

 

Страхование Счетная палата Федеральный фонд обязательного медицинского страхования