16.09.2003 17:16
Власть

Проблемы местного самоуправления

Текст:  Павел Пальчиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3298)
Читать на сайте RG.RU

     Она была организована политической партией "Единая Россия" и собрала представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, местного самоуправления, ученых и специалистов из регионов страны. Подавляющее большинство участников высказалось в поддержку грядущей реформы муниципальных образований.

     Место проведения мероприятия было выбрано отнюдь не случайно. В Мордовии накоплен огромный опыт по межбюджетному регулированию на основе полной передачи в бюджеты районов и городов собираемых на их территориях налоговых доходов, по разграничению полномочий между районными и сельскими уровнями местного самоуправления, развитию подворья.

     - Сегодня, - подчеркнул глава республики Николай Меркушкин, - в бюджеты муниципальных образований зачисляются налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог, акцизы, налоги с продаж и на прибыль, земельный и налог на имущество, единый налог на вмененный доход. Городские, сельские и поселковые администрации еще получают и трансферты, размер которых определяется по результатам ежемесячного выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития территорий. Причем ответственность за исполнение расходных полномочий полностью возложена на органы местного самоуправления.

     Участники конференции в своих выступлениях отмечали, что реформа самоуправления назрела давно. Ее суть - в наделении местной власти всеми необходимыми финансовыми рычагами для полной реализации своих функций. Принципиально важно, что теперь, с принятием новой редакции закона об организации самоуправления, власть - реальная и работоспособная - будет в каждом городе и поселке, то есть на самом низшем административном уровне, который наиболее близок к человеку.

     Опыт развития местного самоуправления в Мордовии в значительной степени опередил ныне действующее законодательство. Здесь методом проб, ошибок и поиска пришли к той конструкции, которая сегодня заложена в новом законе. И она в республике успешно работает. Система такова, что, чем лучше функционирует администрация, тем больше трансфертов она получит из республиканского бюджета, а размер зарплаты главы местного самоуправления напрямую зависит от показателей его деятельности. В Мордовии сегодня создана эффективная система управления, рационально используются финансовые ресурсы, идет постоянный поиск резервов для ее дальнейшего совершенствования.

     Если люди поймут, что у местного самоуправления есть реально наполненный бюджет и возможности улучшать их жизнь, они будут жестче с нее спрашивать. В то же время власть должна нести ответственность перед народом за состояние хозяйства.

     Самая главная ныне проблема самоуправления, подчеркивали делегаты конференции, состоит в том, чтобы правильно распределить полномочия и финансовые ресурсы между уровнями власти. Каждый руководитель должен понимать, какой чемодан он несет, сколько он стоит, уметь брать на себя ответственность. Нельзя раздавать полномочия без денег. Необходимо ресурсное укрепление органов местного самоуправления с одновременным повышением контроля над ними со стороны населения, политических партий и общественных организаций. Важно еще и избавить граждан от синдрома иждивенчества, который культивировался в массовом сознании в течение десятилетий. Вот почему в новом законе о местном самоуправлении заложена строгая система стимулов к эффективной работе и экономическому росту. Следовательно, и программы возрождения и развития малых городов и сел обретут эффективность только в том случае, если местная власть будет сильной, ответственной и полностью независимой от воли и решений руководителей субъектов Федерации.

 

Регионы Мордовия Средняя Волга